Островские керамиды

Рубрика : Островский край.

Кроме несомненных художественных достоинств, представляют большой
исторический интерес и нерешенную до сих пор научную загадку. Дело в том, что если в Острове мы видим их в качестве декоративных элементов, то далеко отсюда, в мрачных пещерах ПсковоПечёрского монастыря, мы неожиданно встречаемся с ними в качестве… могильных плит. Правда, знакомая нам керамида составляет здесь только центральную часть надгробной плиты и окрркена надписью, сообщающей имена и даты смерти тех, кто погребён в пещерах монастыря. Таких плит здесь очень много, ими отмечены погребения служебных дворян и воиновучастников Ливонской войны, павших за рубежом.
Но каким образом известная нам по Острову керамида стала частью надгробной плиты, не изменив при этом ни размеров, ни рельефа? Ответ на этот вопрос был получен после детального изучения способа изготовления керамид. Оказывается, их изготовляли при помощи разборных форм, то есть так, как печатали первые книги. Вырезанные на деревянных досках формы зажимали в одну раму и оттискивали на сырой глине. При этом главной являлась форма с изображением арки и пятиглавного храма, окрркённого орнаментом. Она, как нам известно, могла формироваться и обжигаться отдельно и представила собой декоративный элемент для украшения фасадов церквей.

ostrov
Мастера, изготовлявшие керамиды, несомненно, были знакомы с первоначальной типографской техникой печатания книг с досок. Но первые печатные книги в Москве появились в начале пятидесятых годов XVI века, тогда как островские керамиды датированы 1543 годом, а первые монастыре
кие — даже 1530 годом. В связи с этим возникло сомнение в приведённом выше способе изготовления керамид, впервые высказанном ещё в тридцатые годы крупнейшим советским специалистом по изразцам А. Филипповым. Но сомнение отпадает, если вспомнить, что книгопечатание с досок началось в странах Западной Европы с конца XIV века и, несомненно, было известно в Пскове, который имел с этими странами широкие культурные и экономические связи.
Удалось установить имена мастеров, изготовлявших островские керамиды. При реставрации Никольского собора в Острове на обратной стороне одной из плит удалось прочесть: «плотник сей ображец резал Давыд», «Тимоха печник». Слова эти были процарапаны до обжига по сырой глине отформованной плиты. Эти же имена были обнарркены и на керамидах подземного некрополя ПсковоПечёрского монастыря. Обнаруженные на керамидах подписи не только доносят до нас имена замечательных древнерусских гончаров, но свидетельствуют о хорошо налаженном массовом производстве изразцов на древней Псковской земле в XVI веке.
По своим художественным достоинствам керамиды являются драгоценными памятниками древнего декоративного искусства. В них нашли отражение наряду с местными художественными особенностями и черты складывавшегося единого древнерусского искусства. Кроме того, прогрессивный для того времени способ изготовления керамид представляет интерес для историка, изучающего развитие древнерусского ремесла и техники.
Псковские гончары славились в XVI веке не только изготовление архитектурной керамики, но и массовым производством сосудов различной формы, печных изразцов и других керамических изделий. Центром керамического производства, вероятнее всего был Псков, но возможно, что оно было развито и в его пригородах. Сохранившиеся в Острове и ПсковоПечёрском монастыре одинаковые керамиды позволяют предположить, что они были изготовлены в Острове, а изготовившие их мастера — «резчик Давыд» и «Тимоха печник» — были островичами.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • НАШЕ НАСЛЕДИЕ
  • Островские вести
  • Множество жилых построек
  • Н. Ефимов
  • Образская башня или Образский захаб