Откровенно выражена жестокая и непримиримая позиция
Это документ о том, какими методами насаждалось обновленчество и есть смысл привести его «Мы числимся в составе приверженцев так называемой Живой церкви Единственным основанием для этого причисления может быть только подпись под анкетою, устроенную псковским управлением Живой церкви Чем эта подпись вызвана, уже вероятно достаточно выяснено Вашим преосвященством Угроза деятелей обновления, владевших средствами физического насилия, были тому причиною.
Мы же всегда были в подчинении епископу православного посвящения, обновленческие учреждения и их епископов всегда считали захватчиками церковной власти Обновленческою епископа Дмитрия, приезжавшего в город Опочку, мы в свою церковь не принимали, в служении с ним не участвовали, гостеприимства ему не оказывали, на собраниях духовенства и мирян мы всегда выступали против обновленческих притязаний, в то время когда члены принтов опочецких церквей хранили на собрании молчание, мы, подвергая себя опасности арестов и изгнания разъясняли собранию, что деятели обновления стремятся к ниспровержению основ православия, справедливость сею подтвердят причты, церковные старосты и члены церковных советов, бывшие на собраниях До настоящего времени мы не заявляли о преданности православию
Подписи протоиерей Иоанн (неразборчиво или Беллавин, или Белинский Н Н ) Диакон Никанор Горностаев»
Травля тихоновцев в Псковской губернии велась повсеместно, от них отбирали храмы, их сажали в тюрьмы, травили в местной печати, называли «контрреволюционерами», «малосознательной темной массой» Сторонники патриарха не могли защищать себя, отстаивать правду, так как им не давали слова О том, какой урон нанесла атеистическая война, убедительно
говорится в газете «Псковский набат» за 24 мая 1927 года: «В тихоновском духовенстве наблюдается большой упадок образовательного и нравственного уровня. Когда—то во главе епархии стояли архиереи—академисты, академисты были среди духовенства, а теперь все это страшно упало. Во главе епархии стоит епископ без всякого образования, в священники каждый день ставят неграмотных сторожей, бывших полицейских, лакеев, вышибал и т.д. Но упадок духовенства как нельзя лучше соответствует низкому уровню прихожан; неграмотный люд в неграмотном же попе видит «своего брата» и обращается с ним запросто. Видно, что тихоновская церковь старо превратится в самую откровенную клоаку всякого невежества, суеверия и нравственного вырождения. Также очевидно, что самая серьезная борьба на антирелигиозном фронте предстоит именно с этим откровенным гнойником, т.к. все промежуточные церковные фракции исчезли сами собой…»
В этой публикации откровенно выражена жестокая и непримиримая позиция советской власти к религии и верующим. И в то же время автор и газета вынуждены признать, что «Живая церковь в Псковской губернии заметной роли не играет, она имеет в Пскове лишь один приход (Троицкий собор)… Тихоновская церковь среди остальных религиозных фракций занимает господствующее положен ие». Можно сделать вывод, что земляки пат -риарха Тихона, а это в большинстве простой народ, крестьяне, рабочие, ин теллигенция, несмотря на гонения, мощную атеистическую пропаганду, сохранили в душе верность православию.
Но в стране начался новый этап преследования верующих и выкорчевывания оставшихся священнослужителей старой дореволюционной школы. В период коллективизации, когда миллионы крестьян насильственно загоняли в колхозы, раскулачивали, высылали из родных мест, лишали гражданских прав, в число очередных врагов народа снова попали священнослужители. От века смиренных духовных пастырей арестовывали, судили, высылали, казнили. Фактически «атеистическая война» продолжалась семьдесят лет, оиа стала для миллионов людей нескольких поколений труднейшим испытанием совести.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: