Пейзаж намекает на содержание песни

Рубрика : Сказки Псковской области

С первого же текста начнем наблюдения и над ролью пейзажа в лирической песне.

Обратим внимание учащихся, что картина «Калина, затопленная половодьем» в песне не случайна. Калина в народном представлении связывается с девушкой-невестой. А еще березонька, яблонька, грушица, вишенка, рябинушка. Вода залила калинушку (вариант: калинушку погубил мороз) — беда пришла к девушке. Тот, кто знает народную песню, уже по ее зачину «Калинушку с малинушкой вода залила» поймет, что в песне речь пойдет о несчастливом замужестве. Таким образом, пейзаж намекает на содержание песни, символически рассказывает о судьбе ее героини: калинушку с малинушкой вода залила — погублена судьба, погублено счастье молодой женщины.

Итак, и протяжные песни обнаруживают сходство со сказкой. Если присмотримся внимательнее, возьмем все новые и новые песни, мы найдем в них еще немало похожего на сказку. Тут звери и птицы разговаривают друг с другом; люди — с животными и растениями, светилами, стихиями; земля — с травою и т. п. Одухотворение природы, которое отразилось и в сказке, и в песне и которое теперь воспринимается нами как художественный прием (учащимся предлагается назвать этот прием), олицетворение, восходит к далекому прошлому, когда вся природа, и весь мир, и что ни есть в нем воспринималось человеком как живое, как то, что чувствует и думает, радуется и печалиться, сочувствует и сердится. И человек-лишь часть этого единого и живого мира. Однако общие со сказкой элементы выполняют в протяжной песне совсем другую, чем в сказке, роль: они выражают душевное состояние лирического героя песни.

Для дальнейшей беседы подберем такие тексты, которые позволят несколько расширить представление ребят о том, как живет фольклор», как совершается творчество в рамках его художественной системы. Возьмем песню «Ах ты, поле мое, поле чистое» (вариант «Уж вы, горы мои Воробьевские») и фрагмент былины «Добрыня Никитич и Алеша Попович» («Женитьба Алеши Поповича»).

Наряду с обычными вопросами о содержании и настроении песни перед прослушиванием зададим и вопрос, направленный на закрепление сделанных наблюдений над поэтикой песни: чем она похожа на предшествующую?

Ах ты, поле моё,

Поле чистое!

Что ты, поле моё, Воспородшо? Воспородшо ты, поле, Част ракитов куст.

Как под тем под кустом Тело белое лежит. Прилетали к нему Тут три ласточки. Переа ласточка -Молода жена.

Друга ласточка -Родна сестрица Третья ласточка —

Родна матушка. Жена плачет,

Как роса падёт. Сестра плачет,

Как ручей течёт. Родна мать плачет, Как река бежит. Взойдёт солнце -Росу высушит. Пересох будет -Ручей высохнет. Быстрой реченьке Пересоху нет. Родной матушке Век унёму нет!

Песня о смерти солдата, о печали семьи и о том, что нет сильнее и святее материнской любви и материнского горя. Сопоставляя две песни, учащиеся снова отметят их сходство со сказкой (мотив превращения) и то, что во второй песне «три ласточки» — еще один вариант образа птицы-тоскующей женщины. Говоря о сходстве со сказкой, отметят и обращение к полю как к живому. Подчеркнув, что такие зачины-обрашения

— характернейшее явление для народной песни, спросим, какую роль этот зачин выполняет? Это не просто обращение. Это тяжелый вздох, эмоциональное восклицание. Недаром и начинается оно с междометия «ах!» Народная песня любит междометия. (Почему?) Это естественно для жанра, призванного выражать настроение, чувство, переживание человека.

Ищешь где послушать песни Руки Вверх? Тогда тебе на Нур


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Звери и птицы разговаривают друг с другом
  • Видел Добрыню бита-ранена
  • Резвыми ногами во чисто поле.
  • Боевыеранушки, кровавые
  • От сказки и веселой присказки снова к грустной песне