Переход к мирному социалистическому строительству

Рубрика : Псков революционный и советский

В борьбу за проведение всеобуча включилась общественность. Комсомол взял пад ним шефство.

В Пскове всеобщее начальное обучение было введено в 1932 году. В школах города обучалось 98,8 процента детей в возрасте 8—11 лет, осуществлялся переход к всеобщему семилетнему образованию. Тем не менее в работе школ имелись еще большие недостатки. Широко распространившиеся в те годы «левацкие» увлечения на педагогическом фронте — «бригадно-лабораторный» метод, «метод проектов» и другие — наносили вред школе.

Решения партии и правительства по вопросам народного образования в последующие годы обеспечили выход советской школы на правильный путь. Накануне Великой Отечественной войны в Пскове имелось 12 общеобразовательных школ.

Переход к мирному социалистическому строительству поставил задачу подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства и культуры. До революции на Псковщине не было ни одного высшего учебного заведения и только пять средних. В 1925 году в Пскове были созданы три школы ФЗУ: на заводах «Металлист», деревообделочном и на фабрике «Шпагат». Все они находились на обеспечении этих предприятий и готовили для них кадры. Кроме того, имелась художественно-промышленная школа и школа швейников.

Псковский землеустроительный техникум (до революции — землемерное училище) готовил техников-землеустроителей для сельского хозяйства.

26 октября 1919 года на базе учительской семинарии в Пскове был создан Институт народного образования с тремя факультетами: словесно-историческим, физико-математическим и естествознания. Через три года при институте был открыт рабочий факультет (рабфак). Слушателями рабфака являлись рабочие, красноармейцы, партийные и советские работники — всего 120 человек, в большинстве своем коммунисты и комсомольцы. В 1923 году институт был преобразован в педагогический техникум.

Дальнейшее развитие народного образования потребовало Значительного увеличения числа учителей, и в октябре 1932 года по инициативе С. М. Кирова в Пскове создается педагогический институт, которому позднее было присвоено его имя. В институте имелось пять отделений: социально-экономическое, математическое, физическое, химическое, биологическое. Вскоре при пединституте был открыт двухгодичный учительский институт для подготовки учителей семилетних школ. В 1936 году состоялся первый выпуск обоих институтов — 148 учителей.

В годы первой пятилетки в Псковском округе на первый план выдвигается задача подготовки специалистов для сельского хозяйства. В связи с образованием в округе льпосем-рассадника сельскохозяйственный техникум был реорганизован в льноводческий и осенью 1928 года переведен из Порховского уезда в Псков. В ноябре 1931 года льнотехни-кум, единственный в Союзе, выпустил первую группу агрономов-льноводов.

В годы пятилеток велась борьба за повышение культурно-технического уровня рабочего класса. На псковских предприятиях квалифицированные рабочие составляли менее половины всех трудящихся. ЗаДача подготовки квалифицированных кадров решалась через Ф$У, технические школы, курсы, индивидуально-бригадное ученичество. В борьбу за овладение техникой включились комсомольцы, которые принимали активное участие в технических конференциях, экскурсиях и рейдах по обмену опытом.

В результате выполнения второй пятилетки в нашей стране победил социализм. СССР превратился в мощную индустриальную державу. Была в основном решена и проблема кадров. В Пскове и области учебные заведения из года в год увеличивали выпуск специалистов для народного хозяйства. В 1940/41 году в 2 высших и 21 среднем специальном учебном заведении Псковщины обучалось свыше 6 тысяч человек, то есть в 11 раз больше, чем до революции.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • В 1938 году на Запсковье появилась вторая городская библиотека
  • Старожилы Пскова рассказывают легенду
  • Цели и задачи советской школы
  • Отдельные отрасли промышленности теряли свое значение
  • КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ