Поэтика и генезис сказки. Сказка и миф. Сказка и литература.

Рубрика : Сказки Псковской области

Т. В. Никифорова

Алогизм в народной бытовой сказке (на примере бытовых сказок о дураках)

Алогизм — это намеренное нарушение логических связей. Обычно алогизм применяется с целью создать комический эффект. В.Я. Пропп относит к алогизмам «глупость, неспособность элементарно правильно наблюдать, связывать причины и следствия»1 и отмечает, что «алогизм как художественный прием возбуждения комизма особенно часто встречается в фольклоре. Здесь он, можно сказать, система».2 В.П. Аникин отмечает алогизм как «самое характерное свойство бытового вымысла», «важнейшую примету всякой новеллистической сказки»:3 «Новеллистическая сказка характеризуется тем, что показывает »алогизм обычного», вскрывает внутреннюю ложь, социальную неправду, указывает на несоответствие действительности нормам здравого смысла».4 Ю.И. Юдин в качестве примеров сказочного алогизма называет особые, «дурацкие», формы мышления:

1) Мышление по аналогии. В сказке идет речь об установлении сходства, отождествлении предметов по внешним, несущественным и случайным признакам. Например, дурак думает, что если у стола четыре ноги (так же, как у лошади), то стол может идти сам.

2) Буквальное понимание сути дела, буквальное выполнение какой-либо задачи. Такое понимание оказывается внешним, формальным, односторонним, приводящим к неожиданным, ни с чем не сообразным последствиям. Для героя-дурака очень характерно применение средств, приводящих к результатам, прямо противоположным желаемым; выбор средства, применяемого в других условиях, но непригодного в том или ином реальном случае; подмена намеченной цели средством, которое становится самоцелью и приводит к последствиям, прямо противоположным тому, к чему стремились. Например, сюжет Набитый дурак (СУС 1696).

3) Смешение и перестановка причины и следствия, перестановка событий предшествующего по времени и последующего, вытекающего из него. Например, героиня горюет и плачет из-за того, что мать ее выходила замуж за отца, а ей приходится выходить за чужого.

4) Доверчивость к очевидности факта. Например, люди верят, что человек, сидящий в мешке, станет воеводой (судьей).

5) Абсурдный вывод из правильной предпосылки — переход за количественные границы явления, за пределами которых оно оказывается невозможным. Например, если лошади каждый день уменьшать порцию корма, то она научится жить без пищи, но лошадь умирает.

6) Начатое должно продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности. Например, сын требует, чтобы родители кормили его до уса, затем — до бороды, затем — до старости.

7) Действия, совершаемые в подражание, бездумно и механически. Например, кому-то нужно идти за топором, чтобы рубить прорубь, — за топором отправляются все.

8) Неразличение субъекта и объекта, рода и вида. Например, у заснувшего мужика снимают сапоги; проснувшись, мужик не находит своих ног, так как ищет те, что были в сапогах.

9) Применение логических законов и правил к ложным представлениям, основанным на тотемистических или анимистических верованиях и пережитках. Например, мотивы дурацкой торговли.5

 

К проблеме генезиса бытовой сказки фольклористы обратились сравнительно недавно. Вслед за В.Я. Проппом, который нашел в волшебной сказке отражение древнейшего обряда инициации, исследователи бытовой сказки пытаются обнаружить исторические корни бытовых мотивов и сюжетов. Существенный вклад в изучение генезиса бытовой сказки внес Ю.И. Юдин. Он пишет: «Ядром бытового сказочного мотива может послужить родовой доисторический культ, обряд, представление или обычай, трансформированные, но сохраненные сказочной традицией».14 Н.В. Соболева в работе «Обрядовые реминисценции в русской бытовой сказке Сибири» рассматривает отражение святочной обрядности в сюжете бытовой сказки «Гость Терентий». Она говорит о двух планах бытовой сказки, где «религиозные народные представления, детали обряда становятся, с одной стороны, основой или частью повествования, т.е. мотивом, куском сюжета,… с другой же стороны, эти народные верования и обряды теряют свою первородную магическую функцию, десакрализуются и подчиняются в системе бытовой сказки ее функциональному назначению — развлечь, разоблачить, осмеять, научить».’5


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Существуют две точки зрения на время возникновения бытовой сказки
  • ДУРАК И БЕРЕЗА анализ
  • Сказочный компонент в мифологическом повествовании
  • Рассмотрим сюжеты Дурак и береза (СУС 1643) и Набитый дурак (СУС 1696).
  • Современная сказка как повествовательный фольклорный жанр