ПОИСКИ СОКРОВИЩ ПАТРИАРХА
В конце 1913 года архиепископ Тихон после служения в Америке и Ярославле был переведен в Литовскую епархию.
В Вильно находились православные святыни собор и древний Свято Духов монастырь с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия В публикациях о патриархе Тихоне указывается, что эти мощи он переправил в Москву, чтобы спасти от немцев. Но такое утверждение вызывает сомнение.
В великолукском архиве хранится «Дело о конфискации имущества ТроицеСергиева монастыря», на 70 листах, которое начато в ноябре 1918 года, а окончено в мае 1923 года. Суть его заключается в том, что Псковский губисполком по запросу Центральной избирательной комиссии требовал от великолукских властей установить, находится ли в указанном монастыре виленское церковное имущество В Великих Луках была создана комиссия, в составе агентов угрозыска С. Ефимова и Г. Гормулинского, настоятеля монастыря о. Феодосия, казначея Тихона, ризничего Сергия, а также конных дружинников. В начале февраля 1919 года члены комиссии произвели обыск и составили акт, в котором указали- найдены «нагроможденные ящики с имуществом из г. Вильно. Вскрыть и пересчитать, и описать имущество ввиду их большого количества и тяжеловесности не представилось возможности…»
Началась переписка губернских властей с великолукскими уездными, которая длилась больше года. В 1920 году комиссия при более тщательной проверке обнаружила внутри старой церкви «дверь замкнутую и запечатанную». Когда дверь открыли, оказалось, что в церкви хранится, как записано в акте, «негласно, без ведома советской власти, имущество, присланное еще в 1914 году, владелец которого еще и ныне фактически не явился, и неизвестно кто он…»
Члены комиссии составили акт, в котором подробно описали все имущество: церковные сосуды и утварь, облачение, иконы, домашние вещи, мебель, книги… Всего более трехсот предметов. В этом акте есть особо важная запись: «На некоторых альбомах и портретах есть надписи, что они адресованы архиепископу Тихону (ныне патриарх), в числе икон есть одна с надписью на его имя от Союза русского народа, один ящик домашней переписки с начала 1904 года. Направление переписки вредное для трудового класса». Это документальное свидетельство дает право предположить, что владельцем указанного имущества был святитель Тихон, тем более что в описи значатся праздничные архиерейские митры и облачение. Но почему же виленские сокровища и архив патриарха оказались в Великих Луках? В этом городе жили дальние родственники, сослуживцы, друзья патриарха, и в их числе настоятель Троице Сергиева монастыря игумен Аркадий. Он сохранил письма святителя Тихона, часть их приведена выше. В архиве хранится список сотрудников великолукского «политбюро»: Матисон, Лацис, Цаунас, Ян Фронт, Аболинь, Воронецкий, Бейтин, Бубевич, Климович, Василевский, Николай Аухтун, Колнынь, Прикул, Озол, Страпинь, Пелекайс, Эльза
Фронт, Околович, Августа Аухтун, Пичур Только четверо имеют русские фамилии Рюмин, Поляков, Васильев, Козлов Естественно, что этому интернациональному «руководству» были чужды убеждения патриарха Тихона, которые он открыто высказал в послании Совету Народных Комиссаров 13 (26) октября 1918 года «Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания »
А какова же судьба имущества, привезенного из Вильно? Великолукские власти старались оставить все в городе и поделить драгоценностизолото, серебро, камниказначейству финотдела, вещи, имеющие бытовой значение,«для одежды детям и служащим советских организаций», книги, альбомы, личную переписку патриархаотделу народного образования
Пока велась переписка, имущество начало исчезать, и прихожане монастырской церкви обратились в псковский губком с просьбой передать на хранение общины церковную утварь.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: