Попробуем высказать некоторые предположения о генезисе

Рубрика : Сказки Псковской области

Сама исходная ситуация, характерная для типов СУС 1642, 1643, 1681, 1685А, 1691, заставляет предполагать связь этих бытовых сказок с древнейшими представлениями о культе предков, о связи музыкальных инструментов с духами (предками), о младшем сыне в семье как хранителе очага (культа предков).

Один из «странных» мотивов сюжета Дурак и береза, привлекших внимание исследователя русской бытовой сказки Ю.И. Юдина, является мотив Дурак убивает свою мать. Бытовая сказка дает примеры деятельности дурака: если он хочет что-то сделать, то делает это не так, как добрые люди, что приводит к плачевным последствиям. В ряде вариантов сказки Дурак и береза (СУС 1643) он становится невольным убийцей матери. Касаясь этого мотива, Ю.И. Юдин пишет: «Бытовая сказка вводит мотив нечаянного убийства дураком матери. Откуда берется в сказке это убийство — не совсем ясно».49

Попробуем высказать некоторые предположения о генезисе этого мотива — мотива убийства дураком матери в результате его алогичных действий. Обратимся к тексту: Дурак слез с печи и начал около дверей дома рыть яму. Когда старуха-мать пошла на улицу из дому, то свалилась в эту яму и убилась. (Смирнов, 306). На вопрос родителей, чем он будет заниматься, дурак отвечает: Я буду птиц ловить, да вас кормить. Ставит капкан возле погреба -в капкан попадает мать. (Худяков, 27). Иванушка-дурак все ходил ставил петли на ушканов [т.е. зайцев — Т.Н.]. Вот в один прекрасный день затопили братья баню. Все перемылись, и вот надо идти матери в баню, а Иванушка поставил петлю над двеуьми. Когда мать зашла в баню, задушилась (Соб.-85, 64).

Возникают вопросы: зачем дурак копает яму у порога, почему ставит петли на ушканов (зайцев) над дверьми бани? Откуда появились в сказке эти алогичные действия дурака?

В.Я. Пропп в статье «Мотив «чудесного рождения» пишет, что на раннем этапе развития общества «умершего мыслят продолжающим жить в той среде, в которой он проводил жизнь. Его хоронят в дому, и этим выражается неразрывность связи умершего и живых.50 С достижением оседлости захоронение в доме стало невозможным чисто технически, и хоронить умерших постепенно стали вне дома. В этом переходе В.Я. Пропп выделяет такую форму, как «погребение на улице перед домом, близ порога… Смысл такого погребения ясен: погребенный должен жить с живыми».51

Все изложенное наводит на мысль о генетической связи такого «дурацкого» алогичного поступка, как копание ямы у самого порога дома, с архаической формой захоронения у порога дома.

Интересно (и это отмечает Ю.И. Юдин), что «мать помогает дураку после смерти, несмотря на то, что он -невольная причина ее гибели».52 Это алогично. Ю.И. Юдин объясняет это тем, что здесь удерживаются следы происхождения мотива о загробном дарителе: дурак «жертвует» матери быка и получает за это деньги. Это замечание Ю.И. Юдина дает пищу для размышлений. Возникает ассоциация с мотивом «благодарного мертвеца» (из волшебной сказки), по отношению к которому живой исполнил свой долг. Представляется возможным предположить, что дурак потому получает помощь, что выполнил свой долг, убив мать: подобный алогизм (помощь от умершей матери сыну-убийце), как нам кажется, генетически связан с обычаем убивать стариков по достижении ими определенного возраста.

Дураикая торговля Сюжетная схема сказки Дурак и береза (СУС 1643) такова: дурак идет продавать быка, полученного в наследство; услышав скрип березы на ветру, дурак думает, что дерево хочет купить быка; дурак привязывает быка к березе и уходит; придя на следующий день за вознаграждением, дурак не находит ни денег, ни быка и в гневе рубит березу — ему открывается клад.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Анализируя сюжет Дурак и береза, Ю.И. Юдин отмечает, что …
  • ПРО ИВАНА ДУРАКА…Слепой и глухой…ЦЫГАН И МУЖИК
  • Рассмотрим сюжеты Дурак и береза (СУС 1643) и Набитый дурак (СУС 1696).
  • НАБИТЫЙ ДУРАК.
  • Приключения набитого дурака.