После кончины владыки

Рубрика : Колыбель опального патриарха

Владыка Антонин прослужил в Псковской епархии восемь лет, часто встречался и дружил с владыкой Тихоном во время его приездов в родные края. Что же объединяло их?

Владыка Антонин приехал в Псков в 1894 году и в своей первой проповеди на площади у Троицкого собора высказал добрые слова о своих предшественниках, в числе которых назвал Евгения Болховитиноваизвестного ученого, краеведа, историка. А о себе новый владыка сказал очень скромно: «Сознаю мое недостоин— ство в сравнении с ними. Могу хвалиться только о немощах моих…». А «немощи» владыки Антонина проявились так: он объездил все уголки губернии, ходил в дальние походы пешком, в деревнях встречался с крестьянами, выслушивал их просьбы, старался оказать помощь… И неслучайно после кончины владыки прихожане вспоминали о его «добродушии, ласковости, любезности, снисхождении к людским слабостям, сострадании и сочувствии чужому горю». Такие же черты характера биографы отмечаюти у патриарха Тихона.
Круг общения владыки постоянно расширяется, и, чтобы быть еще ближе к простым прихожанам и священнослужителям, отменяет вошедшие в обычай земные поклоны архиерею. В письменных обращениях к нему запрещает перечислять достоинства и награды.
Современники называли Тихона «одним из немногих маяков… на долю которых падал жребий активно бороться за правду и свободу». И так было иа всех местах его служения в Литве, в Москве, уже в сане митрополита, и позже, при избрании патриархом. Святитель Тихон остался верен своим убеждениям. Как указывают сослуживцы, он «проявил себя независимым деятелем высокой честности, твердой энергии и одновременно большого такта; человеком сердечным, отзывчивым и чрезвычайно простым и доступным как в деловых, так и частных отношениях к людям».
В смутное время после октябрьского переворота, когда были ликвидированы духовные учебные заведения, приходские школы, святитель Тихон пытался хоть как —то сохранить, взаимоотношения церкви и творческой интеллигенции. В соборной палате епархиального дома проводились духовные концерты, в которых принимали участие писатели, художники, артисты, и неизменно на них присутствовал патриарх. В этих религиознопросветительских мероприятиях, проходивших при переполненном зале, принимали участие знаменитые артисты Москвин, Нежданова, протодиакон Розов, Холмогоров, лучшие хоры московских храмов.
Начиналось массовой гонение на церковнослужителей и верующих по всей России, большевики обвинили церковнослужителей и патриарха в том, что они препятствовали изъятию церковных ценностей для спасения голодающих. По всей стране начались судебные процессы, аресты, казни. Арестован был и патриарх Тихон, и ему грозил смертный приговор. В этот трагический период 19221923 годов нашлись отступники, захватившие высшую церковную власть и создавшие свою организацию«Живая церковь». Обновленцы, как их называли, «раскололи» православную веру, посеяли смуту. Слабые духом прихожане стали примыкать к «Живой церкви» или вообще отошли от религии, наиболее устойчивые остались верны православию, патриарху; их называли «тихоновцами». О том, как проходил раскол на родине патриарха Тихона, свидетельствуют рукописные документы великолукского архива. В их числе заявление священнослужителей города Опочки псковскому епископу Варлааму, написанное 31 мая 1923 года.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Особый интерес
  • святитель Тихон постоянно проявлял заботу
  • Патриарх Тихон
  • Синод принял решение о его переводе в Печерский монастырь
  • МАТЕРИНСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА СМИРЕННОМУДРИЕ