Православная Церковь в Прибалтике

Рубрика : Островский край.

Вопрос о существовании русской Церкви был отложен до конца войны. Немцы оказались вынуждены терпеть официальную Православную Церковь. Более того, они согласились до времени сохранить единство Православной Церкви даже и в Прибалтике, как церкви именно под управлением русских и для русских, с целью дальнейшей совершенной ликвидации здесь Православия как инородного для Прибалтики духовного течения, вместе с русскими вообще, как чуждым элементом на этой территории.
Со своей же стороны Розенберг не оставлял попыток совершения против Церкви провокаций: то немцы пытались выслать в Литву, подальше от Пскова Митрополита Сергия; то рассылалась директива о переводе церковного календаря на новый стиль. Совершенно запрещалось духовное окормление советских военнопленных. Несколько православных богослужений, проведенных в военных концлагерях в начале войны, привели к такому духовному подъёму среди военнопленных, что это совершенно перепугало немецкие власти. С 1942 г. такие богослужения были запрещены. Русская военная сила подлежала недвусмысленному уничтожению.
К началу войны Православная Церковь в Прибалтике была наименее пострадавшей частью Русской Православной Церкви. Гонения на верующих здесь ещё просто не успели достигнуть советских масштабов. Хотя и здесь начались запреты, допросы, аресты…
В начале 1941 г. митрополитом Виленским и Литовским Русской Православной Церкви стал Сергий (Воскресенский). Литовская церковь, в отличие от Латвийской и Эстонской церквей, и в 20х и в 30х годах оставалась в юрисдикции Московского Патриархата. Впрочем, весной 1941 года вся православная Прибалтика снова воссоединилась в единую Церковь. При вступлении немцев в Прибалтику митрополит Сергий остался в Риге. Есть данные, свидетельствующие о том, что это было сделано не без согласия из Москвы, где были уверены в его «правильном» поведении.
В первые же дни оккупации он был арестован немцами, но сумел убедить их в своем антибольшевизме и даже в необходимости поминовения за богослужением имени главы Московской Патриархии. Под его руководством и священники экзархата сохраняли молитвенное единство со всей Россией. Крылатой стала его фраза, сказанная об оккупантах: «Не таких обманывали! С НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть не трудно». Некоторое время удавалось играть на противоречиях между Министерством восточных территорий Розенберга и военным командованием. За владыкой Сергием было оставлено управление православными приходами всей Прибалтики. С другой стороны, его имя продолжало поминаться за богослужениями в Москве вплоть до осени 1942 года. Московская Патриархия никогда не заявляла о его низложении, хотя по понятным причинам не говорила и о его поддержке. От подозрений СД митрополиту Сергию так и не удалось избавиться. Несмотря на требования немецких властей, он признал лигитимным избрание в Москве патриарха в
сентябре 1943 года. Он был расстрелян немецкими спецслужбами 28 апреля 1944 года. Это был необыкновенно деятельный архипастырь, настоящий подвижник. По свидетельству очевидцев, приказ о его ликвидации отдал сам Кальтенбруннер.
Прекращение гонений на церковь в связи с оккупацией повсюду сопровождалось необыкновенно мощным религиозным подъемом. От верующих к митрополиту Сергию, как единственному русскому архиерею в оккупированной России, со всех концов пошли настойчивые просьбы о помощи в восстановлении разоренных церквей. Прибалтика, как в значительной мере сохранившая священнический потенциал, должна была стать источником Русского Православного Возрождения. В окружении иерарха возникла идея создания миссионерской службы по окормлению верующих коренной России — с центром в Пскове: Псковская Православная миссия. Землю, занятую врагом, сперва следовало освятить — омыть крещенской водой покаяния, помазать святым миром одухотворения, соединить святому Телу Господню. И тогда эту землю победить уже невозможно. Конечно, не робкие женщины и старики погнали врага с нашей земли, но без их молитвы таяла сила в руках могучих мркей.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Смутное времени
  • Социально-экономические предметы
  • Церковь Покрова от Пролому
  • Храмы ремонтировали наспех сами верующие.
  • Сигорицы