Приключения набитого дурака.

Рубрика : Сказки Псковской области

Завязка сказки о набитом дураке состоит в том, что герой отправляется в путь. Набитый дурак уходит из дома: И он уже стал большой, не стал слушаться, стал на улицу выбегать проситься. Иона [мать] стала его пускать (Горьк., 7).

Потом подрос он подрос и пошел по улицы вдоль (Рус. ск. Сиб., 48). Дальнейшее содержание сказки о набитом дураке (приключения героя в пути) состоит в том, что герой-глупец попадает в нелепые ситуации, путешествуя по своей или чужой деревне; возвращается; вновь уходит, чтобы попасть в очередную нелепую ситуацию. Интересно, что каждый раз герой возвращается к исходной точке, в положение человека, не осведомленного о том или ином бытовом явлении. Сказка представляет собой цепь фрагментов (их может быть от трех до десяти), композиционно идентичных друг другу. Содержание каждого из этих фрагментов сводится к следующему: дурак сталкивается с проявлением быта (молотьба, свадьба, похороны, пожар и т. д.); стараясь вести себя правильно, дурак произносит «этикетную» фразу или совершает «этикетное» действие (снимает шапку, пляшет и т. д.); выясняется, что действия дурака в сущности правильны, но неприменимы в данной ситуации; за допущенную ошибку дурак подвергается физическому наказанию (его кусают собаки, рвет медведь, бьют крестьяне); дурак приходит к матери (или жене) и жалуется на свои неудачи, женщина объясняет ему, как нужно было поступить в той или иной ситуации, которую глупый герой пережил.

Перед нами алогичная ситуация: взрослый человек (иногда женатый или готовящийся к вступлению в брак) производит впечатление новорожденного, его знания о мире минимальны. Глупый герой в сказке не знает предметов и явлений мира, не знает, как пользоваться некоторыми вещами. Он не различает ситуации и учится распознавать их:

— добро и зло (встреча с чертями);

— людей и животных;

— огонь полезный и угрожающий (опаливание свиньи и пожар в деревне);

— радость и скорбь (свадьба и похороны);

— смерть животного на благо человека и смерть бесполезную (опаливание свиньи и обдирание мертвой кобылы);

— приемлемые и неприемлемые в обществе формы поведения (оправляющийся мужик);

— сакральное и мирское (встреча со священником);

— съедобное и несъедобное;

— виды животных и птиц и т. д.

Глупый герой обучается и постоянно находится в ситуации выбора: в случае успеха его ждет награда, поощрение, в случае неудачи — физическое наказание: ты снял бы шапку, начал бы слезно плакать да поклоны бить: они б тебя накормили-напоили досыта (на похоронах; Афанасьев, 403); ты поди надень халат да поиграй в балалайку, они тебя и похвалят (на свадьбе; Смирнова, 259); ты бы плясал да веселился, тебе бы пиуог выкинули (на свадьбе; Соколова, 13); ты бы взял ведерко водицы, да залил бы, они бы тебя похвалили (на пожаре; Худяков, 28).

Вышеизложенное делает небезосновательным предположение о том, что приключения набитого дурака отражают тот этап обряда инициации, на котором неофит, «вновь рожденный», утративший прежние знания, проходит обучение. Сравним: исследователь иниционной обрядности у западных славян приводит такие наблюдения: «В возрасте от шестнадцати до восемьнадцати лет юноша входил в компанию более взрослых людей и получал право ходить на свидание к девушкам. Устраивалось пиршество, после которого «крестные отцы» вели новопосвященных по домам девушек — на первое законное для них свидание. По дороге происходило обучение тому, как полагается вести себя во время таких визитов».63 Или в Польше начинающие косцы приступали к работе лишь с согласия старших, «те показывали им, как следует точить косу и как с ней обращаться, одновременно проверяя их познания, касающиеся сельскохозяйственных орудий в целом».64


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • ДУРАК И БЕРЕЗА анализ
  • Рассмотрим сюжеты Дурак и береза (СУС 1643) и Набитый дурак (СУС 1696).
  • НАБИТЫЙ ДУРАК.
  • Анализируя сюжет Дурак и береза, Ю.И. Юдин отмечает, что …
  • Попробуем высказать некоторые предположения о генезисе