Происхождение и становление традиции
За прошедшие годы, начиная с середины 1950-х гг., главным направлением исследований было выявление памятников, известных по кратким упоминаниям источников, их атрибуции и датировки, углубленное архитектурно-археологическое исследование.
Результатом этих работ стал ряд монографий, а также статьи и выступления на ежегодных конференциях, организованных Псковским музеем-заповедником.
Сейчас Н.Ф. Окулич-Казарин мог бы внести в свой путеводитель до-
1 Основные издания: Белецкий В. Д. Довмонтов город. Л., 1986; Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI вв. М., 1993; Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV — XV вв. М., 1985; Седов Вл.В. Псковская архитектура XIV — XV веков: Происхождение и становление традиции. М., 1992.
стоверные, полученные на основе археологических раскопок сведения о времени заселения Детинца и о планировке Довмонтова города, тесно застроенного каменными храмами XIV века. Открытие храмов, их датировка — результат работы Псковской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа; атрибуция некоторых церквей остается спорной до нынешнего времени. Изменилась архитектурная композиция кремля — восстановлены крепостные стены и башни, о которых Н.Ф. Окулич-Казарин высказывал лишь предположения, так как их фундаменты надежно скрывал мощный культурный слой.
Иначе обстоит дело за стенами Детинца. Город стал неузнаваем со времени Н.Ф. Окулича-Казарина. Изменился его масштаб и характер зданий, плотность застройки, особенно в центральной части. Из списка церквей, указанных Н.Ф. Окуличем-Казариным, утрачены церковь Никиты Гусятника (1470 г.), Казанской Божией Матери (1810 г.), Благовещения (1836 г.), Св. Николая от Кож (XIX в.) — не слишком много по сравнению с другими древнерусскими городами. Здания, которые во время написания книги разрушались, но сохранение и восстановление которых было еще возможным, сейчас либо утрачены полностью под новой застройкой, либо до сих пор находятся в руинах.
Назовем такие.- церковь во имя Св. Владимира (1518 г.), Св. Иоанна Милостивого (1561 г.), Св. Симеона на Железной горке (XV в.), Св. Стефана (XV в.), посадские церкви во имя Спаса Образского монастыря (1414 г.) и Св. Пантелеймона (Дальнего) (XVII в.). Среди них особой трагической нотой выделяются церкви XIV века из Довмонтова города — Покрова Богородицы, Рождества Христова и Святого Духа. Раскрытые в 1970-1980-х годах из-под слоев земляной насыпи, сохранившиеся на половину своих объемов, они гибнут на виду у всего города, прожив более 600 лет свидетелями истории Пскова.
Время коснулось почти всех церквей Пскова: некоторых — благотворными реставрациями 1950-1970-х годов, когда удалось восстановить и укрепить многие здания. Освобожденные от ряда позднейших перестроек, они стали не только украшением города, но и показателем высокого мастерства древних зодчих. Среди них собор Иоанна Предтечи, ныне
датированный XII веком; ансамбль бывшего Старовознесенского монастыря; двойная церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома; церкви Николы со Усохи, Иоакима и Анны, Иоанна Богослова на Миля-вице, Петра и Павла с Буя. Другие, напротив, утратили цельность композиции — приделы, притворы, главы и кресты. Автору путеводителя пришлось бы сейчас вновь знакомиться со многими церковными зданиями, оказавшимися в другой городской среде и имеющими иной архитектурный облик.
Что же касается часовен, о которых Н.Ф. Окулич-Казарин упоминает как о естественных элементах городской среды современного ему Пскова, то они практически утрачены полностью, так как их было легче разрушить, чем мощные церковные здания, разборка которых обходилась дороже простого ремонта. Сохранились лишь кладбищенские часовни и те, что можно было использовать для бытовых нужд. Пример тому — Анастасиевская, превращенная в 1950-х годах в керосиновую лавку. Одиннадцать городских каменных часовен отмечено автором путеводителя, среди них Ольгина, ныне возобновленная как условно-обобщенный образ древнерусского храмового зодчества.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: