Проводим примерный перечень вопросов для размышлений и текстуальных наблюдений

Рубрика : Сказки Псковской области

Для того, чтобы не заплутать в достаточно противоречивом и сложном для интерпретации в аудитории школьников материале, предлагаем примерную динамическую схему основных особенностей фольклорного Дурака.

Схема эта может быть использована учителем в качестве опоры, ориентира, легко усваиваемого учащимися. Мы назвали ее динамической, так как она может видоизменяться (дополняться или, наоборот, «сворачиваться») в зависимости от конкретных условий ее применения. Приводим оптимальный вариант схемы мудрого безумца»:

1. Низкое социальное положение героя (третий сын в семье или сын бедной вдовы).

2. Убогий внешний вид.

3. Подчеркнутая несуразность поведения. Лень. Связь с печью, золой, пеплом.

4. Наличие магических предметов (палка, топор, веник, метла, кушак и др.), умение ими пользоваться.

5. Присутствие рядом волшебного помощника или наставника.

6. Родственное отношение к животным.

7. Необычная речь («заумь»), использование магических формул.

8. «Преображение» героя (изменение внешнего облика и общественного положения).

Создавая установку на «исследовательское» прочтение сказок об Иванушке-дурачке, учитель предлагает в качестве домашнего задания прочитать тексты сказки «Сивка-Бурка» по разным сборникам, а также сказки из сборника А.Н. Афанасьева: «Мудрая жена», «Царевна, разрешающая загадки», «Конь, скатерть и рожок». В процессе чтения учащиеся должны обдумать и попытаться ответить на вопросы, которые в дальнейшем будут коллективно обсуждаться в классе. Вопросы эти предлагаются по рядам или микрогруппам. Проводим примерный перечень вопросов для размышлений и текстуальных наблюдений:

1. Почему именно Иванушка-дурачок стал любимым героем многих волшебных сказок?

2. Какой смысл скрывается в том, что Иван-дурак всегда изображается сидящим/лежащим на печи?

3. Какие поступки Ивана-дурака кажутся вам странными, непонятными, безумными? Приведите примеры из текста сказок. Попытайтесь их объяснить.

4. Какие волшебные предметы, животные, слова помогают Иванушке добиться успеха?

5. Чем, кроме безумия, Иванушка-дурачок отличается от своих «умных» братьев? Сопоставьте поведение старших братьев и Иванушки в одних и тех же обстоятельствах, сделайте вывод.

6. Почему успеха в волшебной сказке добивается дурачок, которого никто и никогда не воспринимал серьезно?

Разумеется, не на все вопросы учащиеся смогут найти убедительные ответы. Да и не в этом их назначение. Главное состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся неординарным образом, побудить к поиску ответов, которые текст сказки содержит в зашифрованном виде.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • В качестве домашнего задания прочитать тексты
  • Незначимость проблемы выбора в судьбе героя
  • Сравнительный анализ вариантов сказки
  • Письмо из Тосно возвратилось ко мне
  • Сравнительный анализ вариантов сказки помогает школьникам обнаружить полноту нравственного народного идеала