Псковская консистория

Рубрика : Колыбель опального патриарха

В Клину у Беллавиных родилось трое сыновей. Важно отметить, что Василий появился на свет в благополучную для семьи пору, и особеннов служебной деятельности Ивана Тимофеевича.

При всех проверках отмечались его хорошее поведение, поощрения и награды, он был назначен благочинным. Вспомним, деда патриарха Тимофея Терентьевича наказали за то, что уехал искать место сыну без разрешения благочинного. Теперь же другие священники ехали в Клин, чтобы решить свои проблемы, получить благословение о. Иоанна. О детях супругов Беллавиных есть такая запись: «весьма скромного поведения… Обучаются в доме отца». Понятно, что отец, успешно закончивший Великолукское духовное училище и псковскую семинарию, изучавший духовные и светские науки, в том числе и четыре языка, был достойным учителем своих детей. Детство Василия совпало с новым временем в России. За три года до его рождения о. Иоанн зачитывал прихожанам Манифест императора Александра II. Полный текст этого документа хранится в архиве, и каждое слово, фраза покоряют убедительностью, искренностью. Прискорбно, что несколько поколений людей, родившихся при советской власти, практически незнакомы с Манифестом, а суть его извращалась лживой пропагандой. Приведем некоторые фрагменты: «Объявляем всем Нашим верноподданным… Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностью законом… Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей…

334635

Мы представляем помещикам делать с крепостными
добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельною надела крестьян… Россия не забудет, что оно (дворянское сословие), добровольно по— буждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовью к ближнему, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание хозяйственной будущности крестьян… Полагаемся на здравый смысл нашего народа… Самый благородный закон не может сделать людей благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона».
Основными прихожанами Воскресенской церкви были крестьяне, и с их детьми, жившими на погосте и в ближайших деревнях, Василий общался, разделял их игры и забавы. А главное духовное воспитание для Василия началось с первых дней жизни, когда мать на руках приносила младенца в храм, к причастию Святых Тайн. И, как водится в семьях священнослужителей, дети находились в церкви во время ранней литургии и всенощной, слушали молитвы, пение, пастырское слово. В своих проповедях о. Иоанн призывал прихожан, уже свободных граждан России, проявлять христианское милосердие в сборе пожертвований на «построение в западных губерниях церквей и школ, восстановления православия на Кавказе, улучшения быта православных паломников Палестины, на устройство памятника М. В. Ломоносову…». Этот перечень пожертвований россиян на нужды «всей планеты» довольно обширный, и важно отметить, что прихожане погоста Клин отеликались на проповеди священника.
Псковская консистория, церковное начальство ежегодно отмечали заслуги клинского священника. Это подтверждают записи в клировых ведомостях: «Священник Иоанн Тимофеев Беллавин47 лет священнический сын. По окончании богословского курса Псковской духовной семинарии с аттестатом II разряда… рукоположен в священники… С 1866 года проходил благочинную должность… В память о Севастопольской войне имеет крест на Владимирской ленте; в 1860 году получил благословение Архипастыря за рачительность по службе и примерное старание в исправлении ветхоетей церковных; в 1869 г. преосвященным Павлом за долговременную службу и очень хорошее поведение награжден набедренником, на что имеет свидетельство…»
И все-таки Беллавиным пришлось покинуть Клин. А какова дальнейшая судьба этого, теперь исторического погоста? Последний настоятель храма Иван Михайлович Жемчужин был родом из Новоржевского уезда. После окончания семинарии служил дьяконом в сельском погосте под Псковом, а в 1890 году, когда в Клину освободилось место, его рукоположили в священники. У о. Иоанна с женой Елизаветой Ивановной был только один сын Николай. Но вскоре семья священника увеличилась, потому что Иван Михайлович приютил сирот.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Клинское место
  • ОБУЧАЮТСЯ В ДОМЕ ОТЦА…
  • После октябрьского переворота церковнослужителям запретили вести эти и другие бесценные для истории и статистики записи.
  • РОДОВОЕ ГНЕЗДО БОРКИ
  • Петр Алексеевич Малиновский, священнический сын