Резвыми ногами во чисто поле.
Предложим учащимся сравнить начало песни, включая стих «тело белое лежит», и фрагмент былины «Добрыня Никитич и Алеша Попович».
Добрыня уехал в чисто поле, очевидно, для ратных подвигов и много лет отсутствует. Его жену обманом хотят выдать за другого и посылают к ней вестника, который говорит, что Добрыни нет в живых:
Видел Добрыню бита-ранена,
Лежит буйной головой во ракитов куст, Резвыми ногами во чисто поле.
Учащимся нетрудно заметить общность зачина песни об убитом воине и реплики вестника-обманщика из былины. Учитель поможет им осознать, что здесь мы имеем одно из общефольклорных обших. или постоянных, мест. Наличие таких типических мест — одна из особенностей фольклора, создающих его неповторимое обаяние.1
Вроде бы в былине и песне одно и то же: поле, ракитов куст и убитый под ним. То же, да не совсем. В чем же разница между песенным и былинным вариантами одного и того же постоянного места? Для ответа на этот вопрос учащиеся должны вспомнить, что они знают об особенностях былинного пейзажа.
В былине, где все внимание сосредоточено на событиях, на развитии сюжета, пейзажные детали включены в действие и только в этом случае попадают в текст (Его добрый конь да богатырский С горы на гору перескакиват, С холмы на холму перемахиват и т. д.). Недаром в былине они чаще всего оказываются обстоятельствами образа действия или места при сказуемом. Наш пример (Лежит буйной головой во ракитов куст…) не иключение.
Предложим учащимся посмотреть, в каком порядке б песне и в отрывке из былины следуют образы «убитый», «поле», «ракитов куст», и подумать, что меняется в зависимости от этого порядка.
В былинном фрагменте пейзажные детали, включенные в реплику вестника, должны убедить жену Добрыни в том, что вестник говорит правду и ждать Добрыню больше нечего, он не вернется. И потому в реплике обманщика сначала говорится об убитом («Видел Добрыню бита-ранена»), а потом приводятся доказательства, что действительно видел: лежит убитый Добрыня там-то и так-то — головою в куст, ногами в поле. Общая интонация спокойная, повествовательная: это сообщение. И в то же время один из острых моментов развития сюжета былины.
А как в песне соотносятся образы «поле», «куст», «убитый» и какое это имеет значение? Первая деталь картины, поле чистое, как уже говорилось, появляется не в спокойном сообщении, а во взволнованном обращении:
Ах ты, поле мое, поле чистое!
Что ты, поле мое воспородило?
Трижды настойчиво повторенное слово поле и эпитет чистое, выделенный инверсией, вызывают в нашем воображении широкие просторы, бесконечное пространство. Затем в песне появляется част ракитов куст, иногда в таком варианте:
Ничего-то ты, поле, не спородило,
Спородило ты, поле, част ракитов куст, который усиливает ощущение бесприютности, печали, вызванное образом одинокого куста, затерявшегося в бескрайнем поле. И только потом, когда у слушателя защемило на душе, говорится об убитом: Как под тем под кустом тело белое лежит. Назначение пейзажа — создать эмоциональный настрой, вызвать сочувствие лирическому герою, а потому в песне повествование идет от пейзажа к герою, а не наоборот, как в былинном варианте того же постоянного места.