Родной дядя будущего патриарха

Рубрика : Колыбель опального патриарха

Документы архива той поры, касающиеся социальной заботы государ —
ства о священнослужителях, поражают четкой направленностью, весьма объективно учитывающей материальное положение каждой семьи.

Законы конкретно определяли, в каком случае родители обязаны были содержать и учить своих детей, также как и взрослые дети кормить родителей, и при каких обстоятельствах эти заботы брало на себя государство и различные попечительства. Все жалобы, прошения досконально рассматривались местным благочинным, в уездных духовных правлениях, в губернской консистории, в столичном Синоде и даже самим государем. Прошения писали самые разные, порой очень «жалостные», но всегда учитывалось реальное положение. Одно из таких «слезных» писем владыке написала дочь псаломщика Антонина Беллавина (из другой ветви династии). Эта девушка закончила курсы «женской мастерицы» и просила денег на швейную машинку, «чтобы шить платье и белье», так как родители «по скудности доходов и дороговизны хлеба и прочих продуктов купить не могут…». После проверки материального положения семьи консистория отказала в прошении, так как отец и дочь находились в полном здравии и силе и на такую роскошь, как машинка, могли заработать сами.
Родной дядя будущего патриарха, Григорий Тимофеевич, не только был благодетелем своих близкихобиженных и неустроенных,но и с усердием исполнял свою должность, с милосердием относился ко всем прихожанам; в ежегодных проверках отмечалось его честное поведение, доброта, «хорошее чтение и пение и знание катехизиса…». Однако в жизни каждого человека случаются непредвиденные обстоятельства. То, что в светском обществе обычно называют романтической историей, для священнослужителя оборачивается большой бедой. Издавна бытует народная присказка:

5436«последняя у попа женка». По церковному уставу ни священник, ни дьякон, ни дьячок не могут завести вторую жену, если они овдовели, даже и в двадцать лет. И уж тем более запрещалось двоеженство при живой супруге, какие бы сложные отношения в семье ни возникали. В то же время в мирском обществе дворяне, мещане, крепостные крестьяне могли вступить в законный брак и венчаться по два, три раза с указанием причины многоженства.
В документах Псковской духовной консистории мне довелось встречать подобные и весьма интересные примеры.
Из Торопецкого уезда в 1838 году поступила коллективная жалоба в консисторию от мужей деревень Малые Огородцы и Коптево, желающих вступить во второй брак потому, что супруги их сбежали. Дело так и называется «о побеге крестьянских женок».
Крестьянину Григорию Савельеву из Опочецкого уезда, крепостному князя Михаила Дондукова—Корсакова, разрешили вступить в третий брак по случаю смерти второй жены. А в Новоржевском уезде при вступлении во второй брак крестьянина учитывался моральный повод: его жена Ирина Иванова завела «любодейную связь с дезертиром». В архиве есть свидетельства тому, что с просьбой о втором браке обращались в консисторию священнослужители. Из Торопецкого уезда дьячок Василий Суворов просил «дозволения вступить во второй брак за смертью жены с невестой из семьи духовного звания». Резолюция владыки была определенная: «дозволить второй брак с возбранением после сего входить в алтарь и в стихарь облачаться». По сути дела, человек должен был расстаться со своей должностью.
Напомним, что Григорий Тимофеевич продолжительное время пел в главном хоре, т.е. находился на виду. А в брак ему пришлось вступать в срочном порядке, чтобы стать священником и кормить большую семью. И здесь важно заметить, что в таком же положении, когда необходимо было незамедлительно искать супругу, оказались и Иван Тимофеевич (отец патриарха), и сын Григория ТимофеевичаИван. К тому же и венчались они оба на несовершеннолетних.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • ЖИВУТ НА ПРОПИТАНИИ СВЯЩЕННИКА…
  • Заниматься крестьянским хозяйством
  • Жить на иждивении священника
  • В последние годы в Борках
  • РОДОВОЕ ГНЕЗДО БОРКИ