Семантические противопоставления в русских народных сказках

Рубрика : Сказки Псковской области

Все произведения народной словесности: загадки, легенды, песни, сказки, былины — дают нам представление о духовной жизни русского народа.

Какую бы форму народных произведений мы ни исследовали, везде найдем и существующее представление о мире, и указание на прошлую жизнь, так как в языке сохранились следы далекой жизни народа. «Теперь у нас вечера! Прежде были игришша: собирались в одной избе молодцы и девицы, пели, веселились. На игришшах заводили игры и пели разные песни. Например, представляли: девушке шьют башмаки, брали за ноги — снять мерку…» — читаем об обычаях крестьян в сказке Проклятая невеста, записанной в 1927 г.

В.И.Чернышевым1 в Пушкинском районе Псковской области. «Язык простого народа, — писал А.С. Пушкин, — достоин глубочайших исследований». Ф.И. Буслаев также говорил о том, что «слово есть главное и самое естественное орудие предания.

К нему, как средоточию, сходятся все тончайшие нити родной старины, все великое и святое, — все, чем крепится нравственная жизнь народа». Интерес к народному языку не ослабевает и в настоящее время. Появляется много новых исследований народного слова, так как через слово отразилось воззрение крестьянства на различные верования, суеверия, обычаи предания и т. д., которое складывалось на протяжении столетий.

Для мировоззрения крестьян характерна целостность восприятия мира, постоянное ощущение зависимости человека от природы и различных природных проявлений. Такое представление о жизни наших предков уходит корнями в далекое прошлое, в язычество, которое после принятия христианства не исчезло, но, во многбм изменившись, продолжало проявлять себя, хотя и скрыто, на русской почве. В языке сохранились древние представления о духовной жизни человека.

«;Важным моментом в миросозерцании древних является восприятие окружающего мира в противопоставлениях».3 Одним из наиболее важных было противопоставление хаоса как чего-то бесформенного и неорганизованного упорядоченному космосу. Это представление древних славян о сотворении мира было выражением главной оппозиции. Все остальные противопоставления — это разные выражения главной оппозиции. «Важным противопоставлением, связанным с прагматическими целями древнего крестьянства, было различение положительного и отрицательного по отношению к коллективу и человеку. Это общее противопоставление реализовалось в частных противопоставлениях: счастье -несчастье, жизнь — смерть, небо — земля, правый — левый, светлый

темный, белый — черный и т д.4 Такая двоичность признавалась основным условием существования мира. Двоичная система отражала мир предков, его верования, обогащая и конкретизируя представления о добре и зле.

По движению солнца человек определял свое отношение к окружающему миру, устанавливал понятия правого и левого. Для молитвы он всегда обращался к востоку, и, следовательно, с правой руки у него был юг, а с левой — север. Поэтому в народных поверьях противоположность юга и севера связывалась с правой и левой сторонами. Так, вместе с противопоставлением юг — север, появляется противопоставление правый — левый. Древние славяне были убеждены, что с правой руки человека стоит добрый ангел, а с левой — злой черт. И такое представление о правом — левом отражается в большом количестве примеров в суевериях и приметах: Не плюй направо — попадешь в Ангела-хранителя. Налево плюнешь -попадешь в черта. В пословицах существует отнесенность противопоставления правый — левый к парным частям тела: Правая, ладонь зудит! — получать, левая — отдавать деньги; Правая ладонь чешется- к прибыли, левая — к убытку; Правая нога в дороге озябнет прежде левой — к добру; Левый глаз к слезам свербит, правый — на любого глядеть; Правая бровь чешется — к свиданию с другом, — левая — с лицемером и др.5 Н.И. Толстой также отмечал такую закономерность представлений правый -левый: «Связь понятий и представлений о правой и левой стороне (правой и левой руке) связаны с понятием и представлением о положительном и отрицательном моменте (правде — кривде, доброте — зле, удаче — неудаче) и восходит к очень глубокой древности».6 Такая двоичность характерна не только для славян, но и для большинства индоевропейцев.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Об Иване-царевиче и жар-птице соотношение
  • Все направленное на отрицательное для объекта воздействие в сказках
  • Довмонтова крепость
  • Рыбницкие ворота
  • Церковь святого Стефана