Сказки могут рассказываться к слову

Рубрика : Сказки Псковской области

Расчет на детское восприятие приводит порою к очень свободному обращению с традиционной народной сказкой. Так, Мария Матвеевна Кулева из д. Кивалы, Усвятского р-на, очень вольно интерпретирует знакомые ребенку сказочные сюжетные мотивы, соединяя обычно несовместимые сюжеты о медведе (волке), захватывающем девушку (СУС — 179А), и лисе, укравшей у мужика рыбу и подучившей волка ловить рыбу хвостом в проруби (СУС 2).

Она делает героями сказки свою маленькую внучку и ее дедушку (№ 2 Сказка для внучки Иринки). Ориентацией на маленького слушателя, очевидно, обусловлено стремление М.М. Кулевой смягчить традиционные сказочные мотивы. Медведь и волк в ее варианте не так агрессивны: они не угрожают и не захватывают девочку, а только предлагают быть у них в доме хозяйкой. Девочка поочередно отказывает медведю, волку, лисе, но соглашается хозяйничать у зайчиков. Жестоко одураченные лисой дед-рыбак и волк получают первый моральную, а второй материальную сатисфакцию: волк откусывает лисий хвост и приставляет себе. Обманщица-лиса наказана, но и она «исправляется», просит прощения у деда с бабой, дед делает лисе новый хвост вместо откушенного волком, и она побегла домой радостная. Имена своих внучек вводит в сказку В.П. Буйко (№ 18 Про Козу-Дерезу).

У сказочницы из Пустошкинского р-на Ефросиньи Ивановны Алексеенковой явно с ориентацией на детскую аудиторию связан юмористический эпизод сказки, где дед с бабой ходят вокруг не распечатанной еще бочки с медом, приношением медведя, — и облизывают ее (№ 11 Про деда с бабой).

Есть указания на существование в недавнем прошлом традиции сказывания сказок во взрослой аудитории. В1977 г. М.М. Голубева, 1907 г. рожд., из д. Бор, Усвятского р-на сказала нам, когда речь зашла о сказках и присказках (то и другое для нашей собеседницы — синонимы): «Бывало, всё мужики рассказываютъ. Соберуться ирассказывають. А теперь… только горелку пъютъ, а старых ня стало» (ФА ПГПИ за 1977 г., т. 11, № 71 а).

Явно на взрослую аудиторию ориентированы сказки Как поп в работники нанялся (№ 102), Поп-любовник (№№ 98, 99). Многие сказки, очевидно, могли сказываться и в детской, и во взрослой аудитории. Такова, к примеру, сказка Нестеришка (№ 78), нейтральная по своему содержанию. Рассказывая ее нам, взрослым людям, Евдокия Терентьевна Волкова из д. Пралище Усвятского р-на, сопроводила один из эпизодов сказки комментарием, связанным с теплыми воспоминаниями и тоской о любимом муже, недавно к тому времени ушедшем из жизни. Все это вряд ли прозвучало бы в детской аудитории.

Сказки могут рассказываться к слову, придавать занимательность разговору, украшать беседу. Чаще всего такие моменты возникали при разговоре о свадебном обряде, вероятно, потому, что свадебному обряду мы уделяли больше внимания, чем чему-либо другому. Прекрасный знаток свадьбы и свадебных песен Вера Ивановна Нарвут из д. Нарично, Невельского р-на, свою сказку Как баба свинью замуж отдала (№ 83) рассказала в ответ на наш вопрос, не знает-ли она свадебную песню со словами «А Бог по пути». В той же беседе от В.И. Нарвут записана и сказка Как невеста на свадьбе голосила (№ 77): «Вера Ивановна, не могли бы Вы голос показать, как голосили?» — «Могу показать… Невеста не могла голосить, так говорила: «Навчите мет голосить!»» (и это было уже начало сказочки). Завершив повествование исполнением пародийного голошения, сказочница закончила: «Вот вам, как голосють!»

Небылая небылица (№ 107) рассказана В.И. Нарвут если не к слову, то к ситуации. Начинается сказка с эпизода, в котором охотник, забредя к рыбакам на огонек костра, просит у них разрешения прикурить, рыбаки ставят условие: «Не! Так не дадим: расскажи что-нибудь!» Свое повествование Вера Ивановна, уже утомленная беседой о старине (о свадебном обряде, о праздниках и т.п.) начала словами: «Вы меня заставляете говорить, как один охотник ходил на охоте, а рыбаки ловили рыбу», соотнеся таким образом себя с персонажем сказки, которого заставляют что-то рассказать, а нас с теми, кто принуждает рассказывать небылицы. Завершился рассказ фразой: «Вот я вам рассказала небылую небылицу!»


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Сравнительный анализ вариантов сказки
  • Сравнительный анализ вариантов сказки помогает школьникам обнаружить полноту нравственного народного идеала
  • Существуют две точки зрения на время возникновения бытовой сказки
  • Проводим примерный перечень вопросов для размышлений и текстуальных наблюдений
  • Основная цель