Сказки обнаруживают связь с различными фольклорными жанрами
В сказке о ловком воре (№ 78 Нестеришка), записанной в Усвятском р-не, есть эпизод, где Нестеришка изготовляет чучело, чтобы выманить барина из комнаты, где тот с ружьем караулит шкатулку с деньгами; эту шкатулку на спор взялся украсть герой сказки: Вот ён как обдумал.
Взял этот куль соломенный, на кол наторнул, тряпкой белой лицо сделал, глазы навел, вусы навел. Взял куклу этую да пихал-пихал в окно. А вокно открыто!.. Барин впёк из ружья! А он, Нестерь, — наземь брык!.. Побегли людей вызывать. А ён — цап деньги и попёр! И в описании процесса изготовления, и в способе выманивания узнаваемо святочное чучело, показываемое колядовщиками с улицы в окно хозяевам избы.
Сказочница Екатерина Васильевна Белова, из Порховского р-на очень органично вводит в сюжет эпизод из деревенского быта, мотивируя нежелательное появление попа в уо время, как братья прячут найденное дураком золото: дело происходит в праздник, и священник обходит с молебном крестьянские избы (№ 87 Про Ваню-дурака).
В невельском варианте сюжета «Волк и козлята» (№ 18 Про Козу-Дерезу) в развязку сказочного повествования (эпизод расправы козы с волком, съевшим козлят) органично вошел обычай поминовения покойных кутьей — сладкой кашей из цельного зерна с добавлением ягод: Ну, и стала делать помин по козлятам. Затопила печку. У печку — кочережку туды. И зварила куттё. И пошла воука звать поминать… Воук пришоу. «Ну, — говорить коза, — разевай рот поширей! Я табе (а у ей ложка такая была, и куттё почерпнула), я табе счас куттё…» Воук разинуурот, а ина, ну, — кочережку красную усунула! Ен, яркатау, яркатау … Издырдиусь!»
Сказки обнаруживают связь с различными фольклорными жанрами, поверьями, бытующими на территории Псковской обл. Уже говорилось о том, как органично входят в сказку свадебная песня, причитание, поверье о свадебном каравае. Бытующее в Псковской обл. представление о том, что от зубной боли можно избавиться, поковыряв в больном зубе заговоренной щепочкой, лежит в основе комической ситуации в сказке Е.Т. Волковой о ловких ворах (№ 80). Вор собирает вокруг себя толпу зевак, взявшись ловить рыбу на долото. Макая долото в лунку то одним, то другим концом, он приговаривает: «Тут не возьмется, так там возьмется!» — иносказательно намекая, что главная его добыча не здесь, а в обозе, где орудуют его сообщники, пока он отвлекает внимание людей невероятным способом рыбной ловли. «Заднему полегчало!» — извещает его сообщник о совершившейся краже с воза, ковыряя при том щепинкой во рту. Окружающие же воспринимают смысл этой фразы, вытекающий из подстроенной мошенниками ситуации: у одного жулика будто бы разболелись зубы, а другой будто бы их лечит, нашептав на щепочку.
В сказке Вещий сон (№ 45), записанной в Куньинском р-не, отразилось бытующее в народе поверье о дворовом (ипостась домового), с которым связано представление о благополучии в хозяйстве. Именно дворовой заменил в куньинской сказке такой обычный для сюжета о бедном и богатом брате (СУС 135 Две доли) персонаж, как Счастье, Доля.
Содержащийся в одном из вариантов сказки о мачехе и падчерице мотив «Черти в облике парней приходят к падчерице, которая по приказу мачехи прядет ночью в бане» (№31 Мачеха, дочь и падчерица), очевидно, навеян распространенной бывальщиной о чертях, явившихся на девичью посиделку, и поверьем, что баня — обиталище нечистых. Так, по народным представлениям, в бане ни в коем случае нельзя вешать икону, опасно ходить в баню одному: Мой свекор рассказывал… Пошёл он как-то раз в баню один. Моется. Вдруг кто-то ему мыло подает в руку. Взял он это мыло, хотел мыться. Да и думает вдруг: «Кто ж это мне мыло подал? В бане-mo я один!» Бросил он мыло, дай- эх! — как выскочит вон из бани! А сзади него кто-то мылом как шарахнет в двери! Вмятина осталась: смотрели потом! Это камень оказался. Так с тех пор до самой смерти один в баню не ходил: боялся! (Записано от В.В. Семёновой, 1921 г. рожд., в д. Доминиково, Туричинского с/с, Невельского р-на, -ФА ПГПИ за 1985 г., т.8, № 3).
Противогололедные реагенты купить антигололедные реагенты и противогололедные.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: