СКАЗКИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ФОНДА ФОЛЬКЛОРНОГО АРХИВА ПСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Псковский фольклор — часть общерусского, и тексты сказок, записанных в экспедициях, обычно представляют варианты известных традиционных сказочных сюжетов.
При большой устойчивости, традиционности фольклорный текст текуч, изменяем и существует в вариантах: такова природа фольклора. Каждый новый зафиксированный вариант -ценность: варьирование — одно из важнейших проявлений творческого процесса в фольклоре.
Небольшое изменение в экспозиции, какие-то детали, новое сочетание привычных сюжетных мотивов придают порою сказочному повествованию новые оттенки, а иногда меняют его смысл. Так, в сказке Как дед другую жену искал (№ 66), записанной в д.Паново, Глубоковской вол., Опочецкого р-на, легко узнается с детства знакомый всем сюжет, где герой, раздосадованный глупостью близких ему людей (например, его родители плачут: «Вот был бы у нас внучек Иванушка да играл бы он на этом месте, а полено бы упало и убило бы его!»), уходит из дому, обещая вернуться, если найдет людей еще глупее. В опочецкой сказке эта обычная мотивировка отправки героя из дому отсутствует. Вместо нее вначале представлена обыденная житейская ситуация разлада между супругами, которая меняет смысл сказки.-В ней иная житейская философия. Если привычный с детства сюжет убеждает: не только в родном доме, но и на белом свете глупостей творится немало, то сказка, записанная в д. Паново, говорит о том, что не найти и не стоит при первой размолвке искать спутника жизни лучше того, кто испытан долгими совместно прожитыми годами.
Особый местный отпечаток накладывают на сказочное повествование псковские топонимы: действие сказки развертывается порою в родных и знакомых для сказочника местах. Так, именно в д. Паново мирно жили дед и баба, именно отсюда, однажды повздорив с супругой, отправляется дед на поиски новой лучшей жены. В д. Мякишево, ближайшей от хутора, в котором до переселения в Паново жила рассказчица, видит он, как хозяйку покосившегося от старости домика тянет на крышу своей баньки поросенка, купленного на ярмарке в Опочке. Дед, спросивший о цели странных усилий бабы и получивший ответ, что на крыше хорошая трава растет, дает ей иронический совет: «Так надо было тогда во Псков съездить, трава ж в Пскове ещё лучше!» А другая незадачливая баба, смолов муку на мельнице в д. Бакино. что недалеко от родного для сказочницы хутора, высыпала ее прямо в воду, чтобы приготовить пойло для коня, у мостика через реку по дороге к Алолям (д. Алоль находится в соседнем Пустошкинском р-не). И, наконец, к удовольствию слушателей, дед возвращается к своей бабке, признав, что бабы в Панове лучше, чем в округе.
Иванушка-дурачок из сказки, записанной в Куньинском р-не (№ 88, Иванушка-дурачок), едет за покупками в Торопеи. некогда входивший в состав Псковской губ., а теперь являющийся центром Торопецкого р-на, Тверской обл., граничащей с Куньинским р-ном. Анна Владимировна Александрова из д. Вяз, Новосокольнического р-на, своим вступлением к сказке Дурень (№ 92) связывает похождения набитого дурака с окружающими деревнями Вязовской вол.: Анушово. Колкиши. Коларево. Синютино. Действие сказки Поп-любовник (№ 98) происходит в родной деревне рассказчицы, Марии Никаноровны Григорьевой из д. Нища, Долосчанской вол. Себежского р-на: В нас в селе был поп и дьяк Ваня,-начинает она свое повествование о сластолюбивом седовласом батюшке, которому приглянулась молодая жена дьякона.
Местный колорит нет-нет да и проявится в деталях, отражающих характер местности, погодные особенности региона. Евдокия Терентьевна Волкова из д. Пралище Усвятского р-на в сказке Про лису (№ 1) вводит в эпизод «Лиса крадет рыбу с воза» подробности, объясняющие, почему дед не заметил проделки хитрой зверюшки, и создающие зримую картину: А погода — заметелица! Мужик воротник поднял, Kotik правит, тихонько едет. Псковская область богата болотистыми местами. В сказке Как лиса ходила за петушком (№ 6), записанной в Усвятском р-не, кот и баран, оставляя петушка дома, идут за пропитанием у болото, а в сказке Про козу Дерезу (№ 18) коза у бегла в болото от деда, жаждущего расправы с нею (Невельский р-н).
В дополнение к этой статье, советую прочитать: