Сознавая свое неустройство

Рубрика : Спутник по древнему Пскову

Начав с нападок, на личную жизнь духовенства, еретики перешли, как это всегда бывает, к отрицанию церковной иерархии вообще, а кончили отрицанием самого существа всякой религии — ея таинственной стороны.

Они отвергли причащение, покаяние, молитвы за усопших и даже веру в будущую жизнь. По-видимому, расстрига Карп и дьякон Никита были духовными прародителями позднейших духоборов и молокан и нынешних толстовцев, пашковцев и т.д., под. Эта ересь породила великие смуты, начавшиеся с 1371 года и отголоски коих слышатся еще во 2-й четверти XV в.1 Своеобразные последователи стригольников и доныне уцелели во Псковской губ. под именем беспоповцев. Замечалось и другое печальное явление: некоторые священники явно уклонялись в латинство2.

Сознавая свое неустройство, Псковское духовенство, в лице лучших своих представителей, само стремилось к упорядочению Псковской церкви. Средством для этого оно избрало общинное устройство — дело для Псковичей обычное, ибо вся жизнь древнего Пскова была проникнута общинным началом. Церковная община воплощалась в соборе. Вначале таким собором был только один — Троицкий, но впоследствии чис-

1 В послании митрополита Фотия Псковичам (1427 г.) говорится, между прочим, что упорствующих стригольников надлежит удалять от себя -в житии и питии, и казнь-ми (толико не смертными) и заточеньми приводяще тЬхъ, да будуть въ познание и обращение къ Богу» (Акты Ист., т. I, стр. 66).

2 Так, напр., митрополиты Киприан (в конце XIV в.) и Фотий (около 1430 г.) укоряют Псковичей в крещении младенцев по Латинскому обряду («а что есте донын-Ь кре-щали д’Ьти въ рукахъ держа, а водою сверху поливали, а то неправое крещенье-) и в употреблении Латинского, а не Цареградского мира (Акты Ист., т. I, стр. 17 и 68).

ло их дошло до шести. Все духовенство расписано было по этим соборам и управлялось своими выборными людьми1. В 1464 году Псковичи делают новую попытку к церковной самостоятельности: они просят Иоанна III дать им особого епископа. Но и на этот раз им ответили отказом. Спустя после этого 5 лет, Псковское духовенство решило устроиться без Московской помощи, своими силами. Вместо нескольких соборов была устроена одна община, под управлением двух выборных священников. Новый порядок был закреплен особою грамотою, положенной в обычное хранилище Псковских законов — ларь св. Троицы. Но Московский митрополит не признал этого порядка и настоял на уничтожении грамоты, которая и была торжественно разодрана. Лишь в 1589 г., с учреждением патриаршества, Псков сделан был особою епархиею, первым епископом коей был Мисаил. Мера эта была вызвана уже совсем иными соображениями, чем те, которыми руководились когда-то Псковичи, добиваясь церковной независимости. Пскова как особого государства давно уже не было. Учреждая новые епархии, Московское правительство желало лишь прилтгь необходимый блеск патриаршему престолу. В1616 г. во Пскове учреждена архиепископия, а в 1682 г. митрополия. Первым Псковским митрополитом был Маркелл (1682-1691), а последним Иосиф, из рода дворян Римских-Корсаковых (1699—1717). После него во Пскове назначались безразлично епископы и архиепископы. Среди них некоторые были в свое время людьми весьма известными, напр. Феофан Проко-пович (1718-1725); Симон Тодорский (1745-1753), духовник Петра III и Екатерины II, память коего весьма чтится Псковичами; известный вития Гедеон Криновский (1761-1763 г.) и знаменитый ученый Евгений Болхо-витинов (1816-1822), автор классического труда «История княжества Псковского».


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Отмеченным звездочкой
  • ПРОТУЛЕЙ-ПРАПОРЩИК
  • И я повторяю эти же слова.
  • КАРТИНЫ ИЗ ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
  • Думские буржуазные деятели