Сравнительный анализ вариантов сказки

Рубрика : Сказки Псковской области

Если родительская любовь определяется во всех вариантах сказки отношениями «отец-дочь», то крайне редок мотив материнского проклятья, обрекающего молодца на страдание.

Таков вариант псковской сказки «Аленький цветочек», записанный в Локнянском районе от Пелагеи Федоровны Котовой, 1914 года рождения (№ 30 данного сборника). У этой Пелагеи нет мастерства сказительницы ее аксаковской предшественницы, но основные функции и идея сказки совпадают полностью. Здесь чудище не превратилось ни в принца, ни в короля, но стало красивым молодцем. И мотив материнского проклятья («Меня мать прокляла, когда я еще в утробе был, и нужно было, чтоб меня, такого страшного, полюбила девушка») придает сказке особый драматизм. Отсутствие любви к нежеланному ребенку (прокляла, когда ребенок еще в утробе был) показывается как страшная причина, обрекающая на страдание. Но тем сильнее звучит мысль о всепобеждающей и преображающей силе истинной любви.

Сравнительный анализ вариантов сказки помогает школьникам обнаружить полноту нравственного народного идеала, побуждает к размышлениям. Вопросы учителя должны обратить внимание читателей на то, что не лежит на поверхности сюжета. Основной изучаемый текст — сказка Аксакова. Это волшебная сказка, и ее жанровое своеобразие проявится в идейно-художественном анализе. Вот система возможных вопросов:

1. Каков сказочный зачин? Какими представляете вы трех дочерей купца? Как характеризует каждую из них ее просьба?

2. Почему слова аленький цветочек в тексте особо выделены, а купец при этой просьбе призадумался.. .крепче прежнего?

3. Какие испытания выпадают на долю купца, пока он искал аленький цветочек? Как в тексте переданы трудности этих испытаний?

4. Как обнаруживается в сказке предначертанность аленького цветочка для младшей дочери?

5.Что чудесного во дворце, в который попадает купец? Какими традиционными сказочными формулами пользуется рассказчица при его описании?

6. Какие детали передают страшную картину появления чудища? В каких сюжетных ситуациях сказки описывается облик чудища, с какой целью?

7. Как отнеслись дочери к просьбе отца избавить его от смерти лютыя? Чем отличается поведение меньшой дочери?

8. Как чувствует себя меньшая дочь во дворце чудища, какие приметы говорят об отношении к ней хозяина дворца?

9. В чем выразилась благодарность девушки, как победила она свой страх?

10. Почему чудище отпускает девушку в родной дом и что проясняет это испытание в героях?

11. Как испытывается и в чем проявляется любовь отца и дочери, чудища, девушки?

12.Что олицетворяет собой образ аленького цветочка? Нарисуйте его, написав на лепестках те нравственные качества, которые прославляет сказка.

Опыт подробного анализа одной (основной) сказки подготовит к сравнению вариантов: что общего в сюжете и героях сказок?

Завершением работы над сказкой может стать рисование иллюстраций, сочинение на тему «О чем рассказал мне голос русской сказки?»

А.И. Голышева


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Сравнительный анализ вариантов сказки помогает школьникам обнаружить полноту нравственного народного идеала
  • Любовь отца и дочери друг другу и готовность пожертвовать собой
  • Сказочный компонент в мифологическом повествовании
  • Мотив любви пронизывает всю содержательную структуру сказки
  • Труднее дается испытание безобразным видом чудища