Старики рассказывали

Рубрика : Город Новосокольники

Более тысячи крестьян в середине прошлого века в осеннее и зимнее время занимались торговлей.

Но в массе своей крестьяне всеми силами держались за принадлежавшие им небольшие клочки земли. Жили они, как правило, большими семьями: под одной крышей мирно существовали по три-четыре поколения. Обстановка в доме была более чем скромной. Спали обычно на полатях из строганых досок в два яруса: внизу располагались взрослые, вверху, где теплее, спали дети.

Вся жизнь в деревенском доме шла вокруг русской печки. Там в больших котлах варили еду на всю семью, выпекали круглый хлеб. На лежанке грелись старики, вокруг которых вечерами усаживались дети и слушали бесконечные рассказы о прошлом, о насущных делах и заботах. В каждом доме в красном углу висела икона, а иногда и несколько. По воскресным дням перед иконами зажигались лампады.

Большинство крестьян носило домотканую одежду. Холст для нее изготовляли вручную. Длинными зимними вечерами женщины пряли из льняной кудели иитки, а потом на самодельных ткацких станках превращали их в ткани. Прялка дарилась женихом невесте. Красочно расписанная, она была гордостью каждой девушки. С прялкой ходили на все деревенские вечеринки — посиделки.

Позволить себе зажечь вечером свечи могли только в барских усадьбах. Крестьянский дом освещала лучина. В каждом доме имелся светец — приспособление для укрепления горящей лучины, подлинное произведение искусства, часто покрытое затейливой росписью. Для того чтобы постоянно поддерживать освещение, рядом со светцом сажали вечерами мальчика, которыйчерез 4—5 минут менял лучину. Огарки складывались в корытце с водой. Лучина трещала, дым поднимался к потолку, постепенно наполнял избу, начинал разъедать глаза. С той далекой поры дошли до нас деревенские игры и пляски. В Вязовском, Руновском, Островском сельсоветах Новосокольнического района молодежь по сей день устраивает танцы, которые издревле называются «лентея».

Старики рассказывали, что в наших краях уважали силу и любили при случае ее показать. Задолго до революции во время ярмарок и праздников захмелевшие крестьяне «ходили стенкой» деревня на деревню. Были и другие, более мирные, забавы. Так, особую заботу каждого крестьянина составляло изготовление одежды, украшение ее. Обычно одежда у мужчин состояла из домотканой рубашки с пояском, портов да обернутых онучами лаптей. Женщины носили длинные юбки с кофтами, сарафаны, а в праздники надевали на головы цветастые платки, в косы заплетали ленты, в моде были стеклянные разноцветные бусы, вышивки нитками и бисером с жемчугом. Поверх юбок надевались яркие, нарядные сарафаны. До середины XIX века основная часть населения уезда была неграмотной. Первая школа была открыта в 1858 году в деревне Новое тщанием местного священника Синявского. За иовской в 1864 году начала работу горожанская школа. Тогда в деревнях уезда появились первые грамотные крестьянские дети. Сеть начальных, а затем и шестиклассных училищ росла особенно бурно после отмены крепостного права.

В эти годы в Псковской губернии повсеместно стало распространяться новое политическое движение — народничество. Полуграмотные, задавленные постоянной нуждой крестьяне не поддержали его, хотя именно в них видели народники основную революционную силу, пока не пробудившуюся.

Настоящий революционный подъем в стране и губернии начался в конце XIX века, когда идейно окреп и численно вырос рабочий класс. Не последнюю роль в этом сыграло шедшее с невиданным размахом строительство железных дорог.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • УМНАЯ НЕВЕСТА…СKA3KA ПРО КЛАД
  • Настоящим событием в театральной жизни Пскова был приезд весной 1920 года Ф. И. Шаляпина
  • Обзор культурной жизни
  • В. И. ЛЕНИН В ПСКОВЕ
  • Важные изменения происходят