СТАРЫЙ СОЛДАТ И ГОСПОЖА.

Рубрика : Сказки Псковской области

125 ЗЛАЯ МАЧЕХА И ДЕВЧУШКА ТИХ ОНЯ-МАХОНЯ. Т. 6, № 39. Текст представляет собою еще одну своеобразную вариацию усвятской сказочницы на тему сюжетного типа СУС 480 Мачеха и падчерица (см. № 118 Про Машу и злую мачеху, № 121 Волшебная табакерка).

Мотив чудесного венка, сплетенного ^евочкой-подпаском и дающего богатство, исцеляющего слепоту, очевидно, навеян бытующим в южных районах Пск. обл., в частности, в Усвятском, троицким обычаем «венчать коров». Пастух плел венки из веточек березы и надевал их на рога коровам (иногда по маленькому веночку на каждый рог) и так пригонял стадо в деревню. За это хозяева скотины одаривали его крашеными яйцами (их варили в отваре из березовых листьев). Кроме того, отдельный венок плели и надевали на «доенку» (‘подойник’) пред тем, как доить корову. Все это, по народному поверью, должно было обеспечить здоровье корове и высокие надои, а следовательно, способствовать благополучию и достатку крестьянской семьи.

Образ короля, у которого один-единственныйребенок, да и то свету не видел, дочь, о слепоте которой никто не знал, скорее всего, навеян впечатлениями от фильма-оперы П.И. Чайковского «Иоланта».

126 КАКСОЛДАТНА ВЕДЬМЕ КАТАЛСЯ. Т. 6, № 40.

Мотив «Герой катается верхом на ведьме» известен в фольклоре. Этот фольклорный мотив обработан Н.В. Гоголем в повести «Вий»: герой повести бурсак философ Хома Брут сначала сам служит скакуном для ведьмы, а затем катается на ней, пока не загоняет до смерти.

Занимательное повествование А.А. Паничевой далеко от сказок сюжетного типа СУС — 832 Солдат и ведьма, в состав которых входит названный мотив. Скорее ее импровизация навеяна впечатлениями от фильма на сюжет повести Н.В.Гоголя или от самой повести.

127 КУПЕЦ И ВОЛШЕБНАЯ МОНЕТА. Т. 6, № 41. В

занимательном повествовании А.А. Паничевой переплелись мотивы волшебных сказок, бывалщин и быличек: испытание и вознаграждение героя загробным дарителем (ср.: № 39 Сивка-Бурка ); неосторожное слово или проклятие, определяющее судьбу того, в чей адрес высказано (ср.: СУС 81 ЗА = АА 81 ЗА Проклятая дочь; СУС -81 ЗА К чертовой матери’, СУС — 81 ЗА Брат сестру (невестка свекровь) змеей назвал’, СУС 813В Проклятый внук (сын); СУС — 81ЗВ Девушка с бородой); банник (черт), который не любит пьяных и толкает их в бане на раскаленную каменку; вещий сон. Преображенные творческой фантазией сказочницы, они складываются в оригинальный сюжет.

129 СТАРЫЙ СОЛДАТ И ГОСПОЖА. Т. 6, № 43. В

рассказе А. А. Паничевой в самом общем виде проступают черты, свойственные волшебной сказке: ситуация выбора мужа для героини (царевны) волшебной сказки; утверждение превосходства героя сказки (им, в частности, может бы п. и солдат) над соперниками, занимающими более высокое социальное положение; испытание зятя тестем (царем). Однако в повествовании нет ничего чудесного, нет и характерного для волшебной сказки состязания претендентов на руку героини в решении трудных задач, а испытание зятя тестем подобно испытанию крестьянином батрака: при лайме его кормили и по тому, как он ел, решали, хороший он будет работник или пег. принимали на работу или отказывали. Считалось, как человек ест, так и работает. Хороший работник ест много и достГшо: не давясь, но достаточно быстро. Всему повествованию, как эго часто у А.А. Паничевой, придан характер житейской истории.

130 ИВАН С ЖЕНОЙ ДА ТРИ ИВАНА С ФОМОЙ. Т.

6, № 44. В этой сказке А. А. Паничева вновь обращается к своему любимому идеалу большой дружной семьи (ср. № 120 Сундук, который впятером не поднять), где свекровь не донимает невестку поучениями, а невестка не попрекает свекровь куском, где молодые и сильные трудятся в поле, а старики нянчат bi iyчат, где ни стар, ни мал не лишний и каждый член семьи уважаем всеми остальными.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Отмеченным звездочкой
  • ПРО ИВАНА ДУРАКА…Слепой и глухой…ЦЫГАН И МУЖИК
  • УМНАЯ НЕВЕСТА…СKA3KA ПРО КЛАД
  • Ефим Разин, Документальное повествование
  • В качестве домашнего задания прочитать тексты