Суеверный обычай

Рубрика : Колыбель опального патриарха

Христианский долг Исповеди и св. Причастия исполняется почти всеми крестьянами в приходе, начиная с 7—летнего возраста, хотя некоторыми из них, по какой—то необъяснимой причине и убеждению, он исполняется через год, в Клиросном чтении и пении, за исключением 35 человек в приходе, не участвуют; чаще служат молебен, реже совершают поминовения умерших.

Многие в зимнее время, преимущественно в великий пост, а летом в Петров ходят на Богомолье пешком в обитель Преподоб. Нила Столобенского Чудотворца и в горьевскую Ордынскую обитель к Владимирской Божей Матери; особенных пожертвований на храмы, монастыри, школы и др. учреждения и заведения, а также особенной благотворительности среди прихожан не замечается. Относительно других видов добродетели, как—то: привязанности к родным, древним обычаям, честности, бережливости, уважения к духовным лицам и т.п., нужно заметить, что таковые более замечаются и сохраняются среди старых крестьян, и менее среди молодых. Более выдающийся порок ере—
ди крестьянствапьянство, а реже разврат и воровство. Школ и других учебных заведений в приходе нет; несмотря на то, что они неоднократно приглашались мною к сему, были убеждены в пользе грамотности, они каждый раз относились к делу как—то безучастно, холодно и апатично, церковь же, не располагая достаточными средствами, по своей бедности, не может открыть таковой. Накануне праздников Рождества Христова, Нового года, Крещения Господня, св.Пасхи и др. среди многих крестьян, особенно пожилых, соблюдается строгий пост: они в эти дни до вечера ничего не едят и едят самую неизысканную, неприхотливо—затейливую и в малом количестве пищу, а в навечерние Крещения Господня многие и воды не пьют до тех пор, пока она на вечерне освятится; накануне этих праздников, как они выражаются, колядуют, звездят, т.е. не употребляют пищи до появления вечером звезды на небе. В самые же эти праздники к числу добрых обычаев отнести следует то, что молодое поколение бывает в храме при Богослужении, а старики и старухи, оставаясь дома, зажигают в божницах свечу или лампадку перед образами и молятся, читая наизусть, кто знает, молитвы, и никто, кроме малолетних, не ест до окончания церковного Богослужения, а также и не занимаются работами. К числу же худых обычаев нужно отнести то, что как вообще все праздники, так и эти, они проводят разгульно, т.е. ходят и ездят к своим родным, знакомым и соседям для питья водки и в хмельном виде нередко заводят между собою ссору, брань нелитературными словами, нередко оканчивающиеся дракою.
При рождении детей в районе нашей местности существует суеверный обычай принимать детей в грязную рубашку отца; по объяснению их, это делается для того, чтобы отец больше любил свое дитя. Далее, в продолжение нескольких дней соседки и родственницы ходят, по их выражению, в наведи к родильнице, причем прино—
сят ей кусок хлеба, посыпанный солью, для того будто бы, что от этою с их легкой руки родившая скорее оправится от своей болезни. При самом крещении, т.е. после совершения оного, устраивается родителями обед для восприемников, и неизвестно почему за этим обедом необходима должна быть гречневая каша; в это время восприемники кладут деньги, как они выражаются, на кашу, деньги эти поступают в пользу родильницы; затем кумовые через несколько времени дарят друг другу: кума дарит куму шарф, ситец на рубашку, а последний в свою очередьплаток, ситец для платья.
Более же всего среди крестьян существует разных обычаев при свадьбах:
прежде всего, когда родители или родственники жениха высватают невесту, они в тот же день, смотря по своему состоянию и запросу родителей невесты (причем дело обходится не без торга), дают от 310 рублей денег, это у них называется выводят, т.е. этими деньгами они выводят или выкупают себе невесту. Далее, спустя несколько дней после сего, отец жениха с одним или двумя близкими родственниками отправляются к родителям невесты, по их выражению, бить поручь,зто состоит в том, что, приехав в дом невесты, зажигается свеча или лампадка пред образами, и те и другие родители молятся Богу о счастливой и благополучной жизни новобрачных, родители невесты угощают их обедом, пивом и водкою. В это время отец жениха отдает назначенные при сватовстве выводные деньги и переговаривает о свадебном дне, расходах, ведении хозяйства в том и другом доме и т.п.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Немного обычаев существует среди крестьян
  • Фрагмент местного свадебного обряда.
  • У зажиточных крестьян при одних сенях на обе стороны имеется две избы
  • ПРАВДИВЫЕ СКАЗАНИЯ ОТЦА ИОАННА
  • Себежские крестьяне