Своеобразный колорит

Рубрика : Сказки Псковской области

Имеются в нашем сборнике и докучные сказки. В .Я. Пропп пишет: «Это, собственно, не сказки, а прибаутки или потешки, которыми стараются отвадить детей, когда они слишком настоятельно требуют рассказывания сказок».

Представленные в нашем сборнике докучные сказки Про лося и Про овец выполняют роль своеобразной присказки, назначение которой

— слегка, шутя, помучить слушателя, усилить его нетерпение услышать сказку, сделать предстоящую сказочную историю более желанной: Расскажимне сказку!-Ну, ладно! Слухай сказку про лося. Тут та и вся! — А сказку? — А сказку про овец. Тут ей и конец! — А еще какую-нибудь! — Быу отец и мать. И у их быу Ванюшка-сынок… (№ 89 Как Ванюшка-дурачок ездил в город дровы продавать).

Есть в сборнике песенки, близкие к докучным сказкам (№ 152 Курица на улице; № 153 Журавель). Однако функция у них иная, чем у докучных сказок: они призваны позабавить-потешить ребенка, создать веселое настроение на вполне взрослом празднике, могут быть аккомпанементом к пляске при отсутствии музыкального инструмента или просто сопровождать пляску и при наличии такового.

К ряду сюжетных типов СУС дает указание на то, что они часто излагаются в форме популярных шуточных песен. Таков, например, сюжет 243 Птичья свадьба. Этот сюжет представлен в нашем сборнике. Однако в фонде ФА ПГПИ нет материалов, содержащих его прозаическое изложение. Скорее всего, на территории, где вел ас» запись, он и существует только в форме шуточных песен, к каковым сами исполнители и относят подобные тексты (№ 136 Как веребей жанився; № 134 Сова-совонька; № 135 Савушка-сова). Есть и другие близкие по характеру к названным песни. Поскольку ни один из этих сюжетов в прозаической или стихотворной форме у нас не зафиксирован, а записанный в виде песни никем из исполнителей не определен как сказка или приказка, мы выделяем в сборнике такие тексты в особый раздел песен сказочного характера.

Несколько слов о манере их исполнения. Народное сыграть вместо литературного «спеть», отражает характер исполнения подобных песен, может быть, более, чем каких-либо других: тут требуется особая интонация и мастерство. Степанида Емельяновна Троянова из д. Рукавец, Невельского р-на, обладающая ярким голосом, предварила исполнение песни словами: «Ну, теперь я вам спою шуточную (№ 136 Как веребей жанився). Отдохну немножко: её надо часто петь». Исполнила она юмористическую историю о женитьбе воробья, приплясывая, с удивительным артистизмом: легкий жест, лаконичное движение — и вдруг вся нехрупкая фигура песельницы изображает легкомысленного веребейку, у которого полон рот предсвадебных хлопот.

Отметим, что сюжет сказочного характера о сватовстве рака к ткачихе-жабе (№ 133) имеется среди обрядовых песен, связанных с уборкой урожая, бытующих в Себежском р-не; он относится к песням «льняного» цикла и исполняется на соответствующий формульный (т.е. такой, на который поются множество текстов, составляющих данный обрядовый цикл) «льняной» напев.6

Своеобразный колорит сообщает сказке и время ее бытования. Современная сказочнику действительность так или иначе отражается в его повествовании. Отложилась в сказке советская эпоха с ее достижениями, когда в жизнь и быт деревни вошдр школьное образование, библиотеки, Дома Культуры, кино, телевизор, новый общественный быт, с собраниями, съездами, художественной самодеятельностью и т. п., с промахами, приведшими к упадку коллективного и личного сельского хозяйства.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Далеко не все плясовые, или частые, песни шуточные.
  • И мысли и чувства, которые высказаны в народной песне.
  • Не всё время человек шутит и пляшет
  • В ходе урока учитель поможет ученикам
  • Историйки-приказки