Три мести княгини Ольги

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

Смерть князя Игоря в 945 году. — Казнь двух посольств древлян через разные формы погребального обряда. — Сны князя Мала.

— Камерные погребения с сожжением на родине Ольги в районе Выбут. -Южнодатские аналогии. — Гибель 5000 древлян. -Языческая религия руссов. — Государственно-ритуальный характер местей Ольги.

Археологические источники сами по себе молчат. Можно раскопать курган, узнать его конструкцию, классифицировать найденные вещи, понять их хронологию, реже — этническую принадлежность, найти аналогии этим вещам. Но для того, чтобы древние вещи заговорили, приходится привлекать исторические источники, мифологию, фольклористику, этнографию, идти сложным и порой извилистым путём.

Так вот, для того, чтобы заговорили конструкции и вещи из выбутских курганов, мне придётся снова возвратиться в роковой для князя Игоря и трагический для княгини Ольги 945 год. Извстно, что князь Игорь во время сбора дани был пленён древлянами и погиб страшной смертью — его привязали за руки и за ноги к двум согнутым деревьям и затем отпустили, и тело было разорвано на две части. Летопись говорит, что Игорь оставил с собой слишком мало дружины, отпустив большую её часть домой. Эта роковая ошибка стоила ему жизни.

Казнив князя Игоря, древляне посовещались и решили пойти по пути византийского императора, которого «переклюкала» Ольга, а именно: сосватать княгиню Ольгу за

своего князя Мала, а со Святославом поступить «… якоже хощем». Такое сватовство вполне укладывалось в рамки того первобытного уклада, по которому жило древлянское племя: убили мужа, — не беда, другого найдём. После этого в Киев было направлено посольство из 20 человек «лучших мужей». Древлянские «слы» приплыли в ладье и высадились на киевской пристани под Боричевым увозом. После изложения предложений со стороны послов, Ольга пообещала наутро возвысить их перед своими людьми, и действительно, утром послов в ладье (или в ладьях «по единому») киевляне понесли по улицам города ко дворцу Ольги. Послы «гордящеся» сидели «в перегбех в великих сустугах» (что это такое, см. ниже) «и поношаху киевлян» (в переводе не нуждается). Ведь пообещала же княгиня оказать послам «честь велику». Тем временем, на теремном дворе вне города уже была готова глубокая яма с дубовыми раскалёнными углями, куда и бросили послов в ладье (или в ладьях).

Хороша ли вам честь? — спросила их Ольга, наклонившись к яме. — Пуще нам игоревой смерти, — решили древляне из ямы.

После этого яму засыпали. Так закончило свой земной путь первое древлянское посольство.

А как же обещание Ольги оказать послам «честь»? Выходит, княгиня не выполнила своё обещание? Выполнила, только своеобразным путём, через погребальный обряд. Как раз, тайный смысл этих слов не поняли древляне, не прняли его и киевляне, присутствовавшие при казни, не понял летописец, описавший необычные подробности. А поняли это лишь немногие «свои люди», стоявшие рядом с княгиней. Дело в том, что Ольга здесь поступила как скандинавка. Форма мести через детали погребального обряда встречается в исландских сагах, — своего рода, чёрный юмор. А вот погребения в ладье для этого времени в Скандинавии применялись для людей знатных, но не слишком выского ранга. То есть, в качестве «чести» был

использован погребальный обряд, соответствовавший социальному положению участников первого посольства, может быть, даже немножко выше. Тогда это бесспорная «честь». При этом обнаруживается знание Ольгой и её ближайшим окружением рангов соответствующих скандинавских обрядов. Знание это в Киеве получить тогда было нетрудно — уж кого-кого, а скандинавских наемников, устраивавшихся на службу на Руси и плывших с этой целью в Византию в то время было сколько угодно.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Конфликт между Игорем и его дружиной
  • Кн. Ольга и её отношение к Псковской стране
  • Изборск, река Нарова и другие ольгинские места
  • Ольга повелела
  • Сожжение живой жены умершего практиковалось в среде части славянских племён начала X века.