У истоков Ранней Руси

Рубрика : Во времена княгини Ольги

Поскольку приведённая «Повесть», как принято считать, более литературное произведение Древней Руси, нежели житие, и к тому же она подвергалась литературной обработке, можно предположить, что в XVI веке пскович Ермолай-Еразм вполне мог использовать в Москве тот фольклорный сюжет, который он наверняка слышал в Пскове о переправе Ольгой в челне через реку незадачливого князя.

К тому же, по легенде, записанной в 1623 году на возобновлённом Ольгином кресте (см. ниже), княгиня Ольга, как и литературная Феврония, обладала даром прозорливости. Вот, если в первоначальном варианте легенды Ольга действительно прочитала мысли князя, а не прореагировала на его слова, то тогда впечатление действительно было очень сильное …

Выбутские предания о княгине Ольге живут и по сей день. В 1990 году фольклористы Псковского пединститута записали в окрестностях Выбут несколько коротких, но интересных преданий. По одному из них, Ольга в юности была очень красива и в неё не раз влюблялись. Некий князь (?) Владимир от безнадёжности даже сжёг на свечке свой палец, чтобы не влюбиться … Как тут не вспомнить современницу и тёзку Ольги — Хельгу Красавицу с другого края скандинавского мира — из Исландии, из-за которой дрался в поединке и погиб знаменитый исландский скальд Гуннлауг — и о нём, и об этих событиях можно прочитать в старинной исландской саге — в «Саге о Гун-нлауге Змеином Языке».

olha

Рюрик, Тру вор и Синеус в летописи. — Русь — от финского ruotsi — «гребцы».- Русь в западных и византийских источниках. — Арабский источник IX века об острове руссов. — Остров Валъхерен. — Город Дорестад. -Фризы и франки. — Лен Рёрцка/Рюрика на Западе. — Руссы в «Баварском географе». — Фризские следы на Руси.

Вопрос о происхождении ранней Руси — один из самых сложных и самых старых во всей русской историографии. У истоков этой проблемы стоит собственной персоной русский летописец. В древнейшей русской летописи — «Повести временных лет» — он указал, что знаменитый князь Рюрик со своими братьями Трувором и Синеу-сом пришел в Восточную Европу по приглашению коалиции славянских и неславянских племен «из заморья», то есть откуда — то из-за моря. Из-за какого моря, об этом летопись умалчивает. Однако, летописец поместил эту Русь в компании скандинавских и других родственных им германских народов — шведов, норвежцев, готландцев, англов. Но откуда конкретно пришла эта летописная Русь — об этом в тексте самой летописи опять же нет ни слова.

На протяжении долгого времени в науке наряду со скандинавской, выдвигалась и славянская версия происхождения Руси, которая либо продолжала традицию патриотически настроенных историков XVIII — начала XIX вв., либо — позднее — она носила сугубо конъюнктурный политический характер. Ещё в 1973 году известный лингвист А. И. Попов, подводя итоги бесчисленным дискуссиям на эту тему, писал о том, что «Выставлять положение о том, что этнический термин Русь является будто бы с самого начала исконно славянским, может только тот, кто не ценит престиж.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • В отношении характеристики сопок в целом
  • Когда и как крестилась княгиня Ольга
  • Внешняя Русь — археология, история, топонимика
  • Известный лингвист А.И. Попов объяснял название реки Веряжа
  • Княгиня Ольга также принадлежала к этой Ранней Руси