У зажиточных крестьян при одних сенях на обе стороны имеется две избы

Рубрика : Колыбель опального патриарха

Пчеловодов в приходе очень мало, и другими какими-либо промыслами, напр, торговым и кустарным, вовсе не занимаются; извозом и отхожим промыслом тоже очень мало занимаются.

Фабрик в приходе нет, а заводов имеется два: один дегтярный, а другой кирпичный и одна ветряная мельница. Живут преимущественно скученно; материалом жилищ служит разного сорта лес, а кровли у зажиточных крестьян бывают тесовые, а у бедных из драницы и соломы. У зажиточных крестьян при одних сенях на обе стороны имеется две избы, из которых одна держится почище, чем другая; в первой они принимают гостей в праздники и причт для службы, а во второй, обыкновенно, сами живут; каких—либо особенных украшений внутри и извне не делают, конечно, за исключением необходимых предметов, как—то божниц, где ставятся образа, лавок, скамеек, столовой и т.п. Во время посещения причтом со св. крестом и иконами они служат молебен, панихиды и реже водосвятия; живут по большей части неряшливо, грязно, особенно это замечается среди бедных и многосемейных крестьян. Нижняя одежда у крестьян делается из домашнего толстого холста, по большей части из верховья; верхняя состоит из шубы, балахона и кафтана; в праздники же и воскресные дни среди молодого поколения можно увидеть у мужчин суконные и триковые пиджаки и такие же брюки и ситцевые рубашки, а у женщин суконные кофты и пальто, кисейные рубашки, кашемировые сарафаны и такие же платки. В будние дни носят тот и другой пол из лыка лапти, а в праздникисапоги, полусапожки и башмаки. Сообщение деревень означенного прихода с церковью и между собою удобно, за исключением тех из них, которые лежат за озером и речками, сообщение с которыми во время весеннего разлива воды, хода льда, а также осенью во время установления озера бывает довольно затруднительно.
Относительно внутреннего быта крестьян нужно сказать, что в последнее время замечаются частые разлады семей, впоследствие несогласий и раздоров между собою, по отношению же соседей между собою больше заметно согласие, хотя иногда из—за разных поводов и не без споров дело обходится. Среди пожилых крестьян между мужем и женой более замечается согласие, взаимность, любви и уважения друг к другу, чем среди молодежи, где происходят нередко споры, раздоры и брань, нередко оканчивающиеся тем, что жена уходит от мужа к своим родителям или родственникам. Также нужно сказать и относительно отношения родителей к детям и последних к первым: более старые и пожилые крестьяне держат своих детей строже, стараются удалять и удержать их от дурных привычек и пороков и направить их и приучить к делам добрым и полезным, за что со стороны последних и пользуются уважением, ласкою, почтением и послушанием. Среди же молодого поколения замечается у родителей поблажка, потворство своим детям в разных дурных привычках, наклонностях и пороках; они держат детей слабо, на худые дела их смотрят, так сказать, сквозь пальцы; мало стараются приучать их ко всему полезному, доброму и хорошему и отвлекать и удалять от дурного и худого, что и служит причиною тому, что и сами они пользуются меньшим уважением, почтением, любовью и т.д. от своих детей, особенно, когда последние приходят в совершенный возраст: они в это время смотрят на своих родителей как на равных себе, считают себя зрелыми и опытными в деле, способными без совета, руководства и указания старших, своих родителей, сделать то или другое дело, поступить в известных случаях так или иначе.
Храм посещается крестьянами преимущественно в свободное от работы время, т.е. осенью и зимою; среди старых и пожилых крестьян замечается строгое соблюдение постов, установленных церковью, но этого нельзя сказать относительно молодежи, среди которой нередко замечается нарушение их, особенно это стало чаще замечаться с поселением в наших местах разных инородцев, как-то: эстов, латышей и др., не признающих наших постов, и многие из наших молодых крестьян, нанимаясь к ним в работники или работницы, употребляют вместе с ними в постные дни скоромную пищу, хотя и делается им по сему поводу на исповеди внушение, вразумление и объяснение важности и святости постов нашей церкви.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Немного обычаев существует среди крестьян
  • Суеверный обычай
  • В деревне царил помещичий произвол
  • В последние годы в Борках
  • Прихожане