Урок по теме «Народная лирическая песня и сказка»

Рубрика : Сказки Псковской области

При изучении народной песни необходимо дать учащимся почувствовать яркое своеобразие этой области искусства, и в то же время у них должно сложиться представление о том, что песня — часть единого целого, каким является устное народное творчество, и живет по его художественным законам.

Эту задачу поможет решить сопоставление песни с уже знакомыми ребятам жанрами фольклора — сказкой и былиной.

Вступительное слово учителя и музыкальные иллюстрации помогут создать и поддерживать в ходе урока необходимый эмоциональный настрой.

Начать беседу удобнее всего с шуточных песен: они доступны и неподготовленному слушателю, вызывают непосредственную эмоциональную реакцию. К тому же их сходство со сказкой легко обнаруживается.

Начнем с вопроса, чем отличается песня от сказки? Сказка сказывается, песня поется. Сказка — проза, песня — стихи. Правда, среди сказок есть и стихотворные. Например «Коза» («Нет козы с орехами»).1 В реальном бытовании эта сказка напевается, да еще с приплясом. Как видим, непроходимой пропасти между песнями и сказками нет.

Далее беседа может направляться такими вопросами: Какие песни, похожие на сказки, вы знаете? На какие сказки и чем похожи эти песни? Почему вы смеялись, слушая песню? Если учащиеся сами не припомнят, предложим им две-три песни, персонажами которых являются представители Фауны: «Комара муха любила», «Я по садику гуляла, я с комариком плясала», «Жила-была одна блоха» и др. Ребята без труда заметят сходство этих песен со сказками о животных. И там, и там люди и животные — один мир, в котором они на равных: девица пляшет с комаром, баран мелет муку на Манину и Ванину свадьбу, воробей справляет грандиозный свадебный пир, блоха парится в бане — животные ведут себя как люди, и это смешно, точно так же, как в цирке, когда медведь пляшет, а собаки играют в футбол.

Хорошо показать и шуточную песню, где герои — люди. Например, о Кате-тонкопряхе, которая пряла нитки потолще ужища [веревки], потоньше каната; ткала — колом притыкала, жердью прижимала’, кроила — топор-то наставит, молотом ударит: ишпа-напарьей [большим сверлом] провернет, канатом продернет-, надевала рубаху — семеро держат, трое надевают, семь годов носила, смены не просила} Или «Заставил меня муж как-то мяконьки месить»3 — о мастерице, которая испекла такой хлеб, что «никто даром не берет», и только свинья, тупорылая хрюча, есть его не ела — морду вымарала, Она три года хворала, на четвертый померла. Песни эти напоминают бытовые сказки и анекдоты о ленивцах, неумехах, упрямцах, глупцах и т. п. И там, и там происходят такие события и таким образом, какие и как в жизни происходить не могут. В самом деле, невозможно вручную спрясть нить толщиной в канат; вряд ли кто будет кланяться свинье («Уж ты, матушка свинья, уж ты выручи меня»), чтобы та отведала хлеба; вряд ли кто наливает тесто на сковороду хвостом коровы, заведя ее в избу, как это делает Василиса, печь блины-то мастерица в песне «Как на масленой неделе захотели мы блинов». Это невозможно, как невозможно тащить корову на крышу, чтобы она съела выросший там клочок травы, или умереть с голоду, лежа на печи, если над головой подвешен каравай хлеба, отъев от него ровно столько, сколько можно достать, не поднимая головы (сказка о ленивом муже).

Песня о Кате-тонкопряхе позволяет сопоставить ее и с былиной (Спросим учеников: не напоминает ли Катя-тонкопряха былинных героев?). Катя-тонкопряха чем-то напоминает удалых поляниц — женщин-богатырок из былин. Она легко носит рубаху, с которой с трудом справляются десятеро (Семеро держат, трое надевают). Тут же устанавливаем и различие. Катино «богатырство» вовсе не служит прославлению героини. Богатырство это комическое.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Урок по теме «Народная лирическая песня и сказка»
  • Звери и птицы разговаривают друг с другом
  • Пейзаж намекает на содержание песни
  • Цвели, цвели цветики, да поблекли
  • Вселилась кручина в ретиво сердце