В фондах Псковского музея находится множество икон

Рубрика : Спутник по древнему Пскову

1926 г. А.И. Анисимов, так как она была взята в музей (экспонировалась в 19бО-х гг.).

Примечательна судьба иконы Одигитрии, на которой Н.Ф. Окулич-Казарин отметил древнюю панагию, вклад Ивана Грозного. Панагия на сохранилась, а икона в какой-то момент безвременья попала к купцу-старообрядцу П.Д. Батову, собрание древностей которого насчитывало 96 икон, полностью поступивших в 1919 г. в Псковский музей. Во время Великой Отечественной войны икона была похищена оккупантами и вернулась после 1945 г., но уже не во Псков, а в Новгородский музей, где и сейчас хранится. Она датируется концом XIV — началом XV вв.

Другая икона Богоматери совпадает с образом «Богоматерь Одигит-рия с Акафистом» из фондов Псковского музея. На выставке серебра экспонируется уникальный драгоценный убор иконы — резная цата и скан-ное (филигранное) очелье XVI-XVII вв. Почему-то в перечень икон Н.Ф. Окулич-Казарин не включил такое замечательное произведение классической поры псковского иконописания, как двусторонняя икона XV в. «Богоматерь Одигитрия» и «Преображение на обороте, хотя она была опубликована в 1914 г. Н. Покровским (ж. «Светильник», № 5-6) как находящаяся в Успенском храме, причем снимок засвидетельствовал прекрасную сохранность иконы. В 1926 г. (1928 (?)) она была вывезена экспедицией ЦГРМ в Москву, а с 1933 г. находится в Русском музее.

Перечисляя иконы из церкви св. Николая от Кожи, Н.Ф. Окулич-Казарин и не подозревал, что впоследствии они войдут в группу памятников, основополагающих для определенных этапов развития псковской иконописной школы: это названная Тихвинской архаичная краснофон-ная Одигитрия XIII в. (ПТ) и византинизирующие иконы раннего XIV в. — «Св. Николай» (ПТ) и алтарный образ «Деисус» (ГРМ). Все иконы были вывезены из Пскова в 1926 г. экспедицией ЦГРМ. Маленький образ «Распятие со страстями» в чеканной ризе с датой 1758 г. и именем вкладчика, «архиерейского дому бобыля Матфея Ефремова сына Тефкова», обнаружился в фондах Псковского музея.

Из церкви св. Варвары в 1926 г. были вывезены в ЦГРМ самые знаменитые псковские иконы конца XIV — XV вв., приписываемые так называемому «варваринскому мастеру», — «Свв. Параскева, Варвара и Ульяна» (ПТ), «Деисус с предстоящими святыми» (после войны в НМЗ), «Димитрий Солунский» (ГРМ) и образ «Собор Богоматери», находившийся в церкви Покрова от Торга, но написанный для церкви св. Варвары (ПТ). Из всех икон у Н.Ф. Окулича-Казарина названа только икона «Димитрий Солунский», а все они оказались, к сожалению, далеко от Пскова.

Относящаяся к этому же времени чудотворная икона Богоматерь «Умиление» (Любятовская) из церкви св. Николая погоста Любятово (названная в книге Владимирской) также была увезена в ПТ, а в Псковском музее находятся «Владимирская Богоматерь с праздниками», храмовый образ св. Николая, большая икона «Троица с избранными святыми», написанная в 1691 г. псковским иконником Федотом Матвеевым для Троицкого собора, а также не названные в описях, почти целиком дошедшие до нас иконы ансамбля иконостаса и надвратная сень.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Некоторые памятники, хранящиеся в Пскове
  • Рыбницкие ворота
  • Церковь Покрова от Пролому
  • Летописи г. Острова и его уезда
  • Лапина горка