В отношении характеристики сопок в целом

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

Показательно то, что идея сооружения таких высоких претенциозных погребальных сооружений, в целом, не имеет восточноевропейских корней.

Но зато такая традиция хорошо известна в скандинавских странах, по крайней мере, ещё в V -VI веках (большие курганы в Уппсале в Швеции). Там эта традиция связана с социальной верхушкой общества. Упсальские курганы обычно называют королевскими.

В каждом случае, поражает количество трудозатрат, необходимых для сооружения такой насыпи. Если же учесть появившуюся в последнее время тенденцию считать эти насыпи в основе своей индивидуальными захоронениями, то возникает полная аналогия с идеей возведения подобных высоких погребальных насыпей в северных странах — от легендарного кургана Беовульфа до хорошо известных королевских курганов эпохи викингов в скандинавских землях. По-видимому, будь курган Беовульфа насыпан у нас, его обязательно назвали бы сопкой.В основании некоторых сопок действительно присутсвуют своеобразные обкладки или крепёжные стенки из валунов. В других же — их нет. В одних случаях насыпь

состоит из гравийного песка, в других — из обычного. И так далее. Наверное, каждая сопочная насыпь в чём-то, да имеет своё индивидуальное лицо — в топографии, в составе насыпи, в погребальном обряде, в инвентаре. Всё это как нельзя более точно соответствует удачной характеристике общества эпохи викингов — «сообщество индивидуалистов». В эту своеобразную характеристику вписывается и ранняя Русь как верхний социальный слой тогдашнего общества в Восточной Европе.

Всё вышеизложенное о культуре сопок в целом, в большой степени применимо к выбутским сопкам в частности. И сопки эти и поныне возвышаются в тех местах, откуда отправилась в Киев «Ольга русская».

Итак, возвращаюсь к вопросу об археологических соответствиях историческим сведениям о ранней Руси. По сведениям арабских источников, известны три группировки Руси, именуемые Куявия, Славия и Артания. Но эти группы сейчас соотносятся археологами с районом Верхнего Поволжья, то есть с его протогородскими поселениями и курганами — Михайловским и Тимерёвским могильниками, в которых часто встречаются скандинавские вещи. А применительно к территории северо-запада России представляет интерес четвёртая и наиболее многочисленная группировка руссов, которая согласно арабскому писателю аль-Масуди именовалась Лудана, Лудайя, Лудагия, Ладагия, Ладоги (несколько вариантов прочтения), скорее всего, ладожане. Именно в Ладоге в VIII веке появляются эти сопочные насыпи, откуда затем традиция их сооружения распространяется значительно шире — в Новгородской и Псковской землях. Скорее всего, сопки как надплеменную структуру IX — X века в археологическом выражении можно соотнести с Русью (ладожа-нами) — также надплеменной структурой в отражении исторических источников этого же времени и на этой же территории. Русь в это время составляла отдельное этническое образование, из состава которой и происходил господствующий класс Киевского государства IX — X веков. И с этой Русью почему-то, вопреки всем данным летописи, не соотносилась доныне ни одна из известных археологических культур. Так вот, если это так, то именно к этому «роду Варяжскому» принадлежала «рускаа» княгиня Ольга, правительница могучего Киевского государства.

Между прочим, недавно выяснилось, что все ранние исторические источники знают только Русь и руссов, а терминология типа «род варяжский» носит более поздний и вторичный характер. Если бы какой-нибудь современный историк вдруг попал во время княгини Ольги и назвал её «варяжкой», его бы просто не поняли.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Внешняя Русь — археология, история, топонимика
  • Ольга повелела
  • Словарь непонятных слов
  • ЖИЗНЬ УЕЗДНОГО ГОРОДА ОСТРОВА
  • Чёрная Могила