В последние годы в Борках

Рубрика : Колыбель опального патриарха

Неудивительно, что почерк у Тимофея так и остался корявым, и он даже в подписях делал ошибки и исправления.

Рукописи погоста Борки той поры я разбирал с большим трудом, но в душе сочувствовал юному «отцу Тимофею». А забот у малолетнего главы семьи хватало: прежде всего надо было определить пятерых сестер, т.е. выдать замуж. Обычно женихов и невест приглядывали, подыскивали в своих краях в основном из числа священнослужителей. Младшие сестры Тимофея вышли замуж в юном возрасте, не соблюдая очередности, а старшие, как принято говорить, засиделись в девках. Не так скоро, но Тимофей выдал замуж своих сестер. В восемнадцать лет он сам женился,на сверстнице Екатерине Антоновой. У них родилась дочь Мария, но вскоре она умерла. О дьячке имеется такая запись: «Тимофей Терентьев20лет, в чтении исправен, поет наслышкой хорошо, поведения хорошего, в дурных поступках не замешан».
И все-таки дед будущего патриарха покинул родовое гнездо по причине для него и семьи весьма важной. Произошло это в памятный год, когда заканчивалась победоносная война с Наполеоном. Накануне отъезда из Борков в клировых ведомостях прописана такая семья: «дьячок Тимофей Те— рентьев, жена Екатерина Антонова, дети: Григорий8 летобучается в великолукском приходском училище, НастасьяИ лет, Наталья8лет…». В 1814 году Беллавиных в Борках уже не было, не удалось их «обнаружить» и в других погостах Великолукского уезда. Все открылось позже: дед патриарха в 33 года переехал в село Сопки Торопецкого уезда. Но прежде чем отправиться вместе с Тимофеем Терентьевичем на новое место службы, есть смысл продолжить летопись родового гнезда Беллавиных. Погост Борки был по числу прихожан небольшой: в год, когда его покинул Тимофей Терентьевич, в нем числилось 134 двора, а жителей «мужеска пола 534, женска пола 551 душа…». Из прихожанизвестные флотоводцы Лавровы, знатные дворяне Великопольские, которые жили в своих селах постоянно. В числе других владельцев крепостных крестьян значились Кушелевы, Челищевы, Болотниковы… В сельце Федорцеве после Великопольских поселились помещики Семевские, в семье которых родился известный историк, редактор и
издатель журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский. Предки патриарха вели «летопись жизни» как этих известных прихожан и их дворовых, так и крепостных крестьян, совершали главные обряды в их жизни: крещение, венчание, отпевание. Прихожане помогали содержать церковь; пожертвования вносили не только помещики, но и крестьяне. В архиве хранится документ за 1897 год: «После моей смерти принадлежащий мне в Федорцевском ссудосберегательном товариществе пай представляю получить в пользу церкви п. Борки». И подпись: «крестьянин деревни Жуково отставной рядовой солдат Фома Иванов, распорядительница А.Семевская». Сумма довольно значительная705 рублей, и этот факт наводит на размышления о том, что и рядовой солдат и крестьянин могли жертвовать на церковь крупные сбережения.
В последние годы в Борках, впрочем как и в других приходских церквах, священнослужители были в основном образованные. Перед революцией в 1916 году священником Троицкой церкви был Алексей Михайлович Меньшиков, псаломщиком Василий Алексеевич Колибернский. Здесь же в погосте Борки жила вдова умершего священника Анастасия Федоровна Малиновская с восемью детьми. Вдова получала пенсию 150 рублей, а дети работали и учились. Священничество уже не было потомственным, в чем убеждает запись о детях: Владимир36 леттоварищ прокурора, Александр34врач в Порховском уезде, Константин32судебный следователь, Евгения30частная учительница, Надежда27на фельдшерских курсах, Анна25на медицинских курсах, Петр23добровольцем на войне, Мария13в третьем классе епархиального училища. Эта семья в биографии патриарха Тихона занимает особое место, о чем будет сказано позже. У достойных родителей вырастают достойные дети.
Троицкую церковь в Борках постигла та же участь, что и другие храмы в округе; ныне здесьлишь заросший бурьяном фундамент. Исчезли старинные надгробия, кресты, в том числе и простоявшая два века «усыпальница строительницы сей церкви Агрипины Лавровой». Удивительное дело: осталась непереименованной станция Великополье, названная в честь дворян Великопольских. От этой станции можно пешком добраться до развалин церкви в Боркахродового гнезда династии Беллавиных.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • ВЫГОВОР ЗА САМОВОЛЬНУЮ ОТЛУЧКУ …
  • Архивные находки
  • Заниматься крестьянским хозяйством
  • Жизнь Беллавиных в Торопце опять же не согласуется с легендой о вещем сне.
  • Патриарх Тихон