В соответствии с фольклорным законом сказка следует за героем

Рубрика : Сказки Псковской области

Наиболее полное воплощение тема любви получает в образе молодой девушки, младшей дочери купца.

Прежде всего, она не только любимая, но и любящая дочь. В отличие от сестер она не боится, что вернувшийся с потаенной печалью отец потерял свое «богатество великое», она просит его открыть «свое горе сердешное». Ее любящее сердце предчувствует беду, аленький цветочек она берет словно нехотя, целует руки отца, плачет горючими слезами. Старшие дочери отказались избавить отца от «смертилютыя», не стали жертвовать собою ради отца, а младшая даже недослушала рассказ о случившемся: «Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя».12 Наградой ей — родительское благословение безутешного отца. И отправляется она с надеждой на то, что зверь лесной над ней сжалится за ее верную службу. (Вспомним, что дочерняя самоотверженность подчеркивается и в «Ореховой веточке» как нравственная ценность молодой девушки).

В соответствии с фольклорным законом сказка следует за героем (героиней), и девушка при помощи волшебного предмета — перстня — попадает в сад к чудищу. Девушке предназначено быть в этом саду, как предназначен ей царевич. В этом ее судьба. Но выпавшие на долю купеческой дочери испытания обнаруживают в ней душу, достойную аленького цветочка. Кроткая и терпеливая, она к тому же скромна и благодарна чудищу за его заботу, старается ответить то ласковыми речами, то подарком от своего рукоделья. Ее благодарность незаметно развивается в другое чувство: «…и возлюбляла она своего господина милостивого день ото дня, и видела она, что недаром он зовет ее госпожой своей и что любит он ее пуще самого себя…».’3 Осложнения начинаются примерно так же, как у Апулея, но это не просто любопытство и не влияние сестер, а естественное следствие дружеского общения с «лесным зверем, чудом морским». Девушка с достоинством выдерживает испытание страшным голосом, стараясь не показать своего страха, а вскоре уже заслушивается словами ласковыми и речами умными. Суть для нее оказывается важнее внешнего.

Труднее дается испытание безобразным видом чудища. Оказавшаяся в такой же ситуации Психея видит прекрасного юношу и пылает любовью, так как ранена стрелой Амура. Но «русская Психея», потеряв от ужаса сознание, затем слышит плач чудища, и ей становится жалко и -совестно. Сильная девушка совладала со своим страхом и устыдилась своего малодушия, чувство благодарности оказывается сильнее. Потом из такой снисходительности и совестливости разовьется другое чувство. Это чувство с полной силой проявится в результате испытания разлукой.

Это испытание осложнено завистью сестер, которые, узнав об условии чудища для сестры — вернуться в определенное время, перевели часы «целым часом назад». Для волшебной сказки парная функция запрета и нарушения традиционна,14 но поведение девушки, у которой в предчувствии неладного стало «сердце болеть и щемить», обнаруживает ответственность и верность своему слову (качества, явно унаследованные от отца, «честного купца»). Но зависть — чувство разрушительное, в отличие от благодарности и верности. Став невольной причиной смерти своего доброго хозяина и друга, девушка испытывает потрясение, в котором рождается новое чувство: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!» Заветные слова произнесены — и колдовство разрушено, разрушено великой силой самоотверженной любви, способной в «виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари божией»15 разглядеть прекрасную душу — «аленький цветочек».

Из глубины веков голос русской сказки говорит о нравственной силе любви в самом широком ее понимании. Оппозиции любовь — зависть, любовь — нелюбовь, любовь -проклятье, красота — безобразие усиливают основную идею. Важной является и мысль о том, что любовь не дается без душевного труда, ее надо быть достойным. И не внешняя, а внутренняя красота награждается любовью.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Труднее дается испытание безобразным видом чудища
  • Сверстники прошли войну с оружием в руках
  • Сравнительный анализ вариантов сказки
  • Рассмотрим сюжеты Дурак и береза (СУС 1643) и Набитый дурак (СУС 1696).
  • Сравнительный анализ вариантов сказки помогает школьникам обнаружить полноту нравственного народного идеала