В ходе урока учитель поможет ученикам

Рубрика : Сказки Псковской области

Для этого сравним этот отрывок с двумя предшествующими.

Установим, что все три фрагмента содержат варианты одного итого же образа: все это цветы, с которыми случилась какая-то невзгода. Только в последнем, третьем, отрывке образ развертывается в целую картину, отчего он приобретает новые оттенки. (Какие?) Цветики лазоревы — первые, весенние цветы; беда с ними стряслась неожиданно, внезапно, как снег на голову. Предложим учащимся высказать свои предположения о содержании песни. Возможно, что кто-то из них догадается, что речь идет скорее всего о первой любви, о надеждах, с нею связанных, и о том, что надеждам этим не суждено сбыться. Потом учитель перескажет содержание песни: Ваня, парень бравый, белый, румяный, волосом кудрявый, зовет Машеньку за реку гулять. А она отвечает: «Не хочу гулять, хочу весну-лето так прожить, без гуляночки, без тебя, девка, без Ванюшки!» Ой, как Ване за беду стало, за великую досаду показалося!

Обратим внимание учащихся, что в зачине лирической песни, призванном создать эмоциональный настрой, часто сам герой песни еще не появляется, Мы сначала как бы заглядываем в его душу, погружаемся в его переживания, проникаемся сочувствием, а затем уже называется и сам герой, проясняются причины его душевного состояния.

Как увидели ребята в ходе урока (а теперь надо помочь им это осмыслить), пейзажи в лирических песнях являются типическими(постоянными) местами. Хотя и не только пейзажи. Например, в шуточных песнях о неумехе свинью (вариант: собаку), которая три года [вариант: семь лет\ хворала, на четвертый померла, такая трагическая участь постигла потому, что она отведала в одном случае продукцию мастерицы печь хлеб (Заставил мет муж как-то мяконъки месить), а в другом — мастерицы печь блины (Как на Масленой неделе захотели мы блинов). Как былинные постоянные места кочуют из былины в былину, так и песенные общие места могут переходить из песни в песню. При этом, как мы видели, они могут варьироваться и приобретать различные оттенки. Такое варьирование — один из важных путей, приведших к возникновениювсего богатства народной лирической песни. Это наблюдение справедливо и для других жанров фольклора.

В ходе урока учитель поможет ученикам сделать, а в конце урока обобщить наблюдения над особенностями песенныхэпитетов(горькая пташка, злодейка-кручина, детушки малешеньки, глупешеньки),сравнений(жена плачет, как роса падет и т. д.). Их назначение — ярче выразить переживания героев песни. То же можно сказать и о гиперболе, которая, в отличие от былины, сказки и шуточной песни, в протяжной песне встречается редко.

Учащимся не составит труда ответить на вопрос о приеме, использованном в таких строках песни о дочке-пташке:

Сяду я, горькая, на сладкую яблонь,

Слезами горючими весь сад затоплю.

Предложим сравнить роль гиперболы в былинах, сказках, волшебных («Стой, шапка свалилась! — Да пока ты говорил, мы уж триста верст пролетели!») и бытовых («Брито-стрижено»), в шуточных и протяжных песнях. Такое сравнение поможет учащимся закрепить представление о специфике каждого из жанров (и лирической песни прежде всего).

Необходимо обобщить и сложившееся в ходе урока представление о лирическом герое народной песни. Предлагаем учащимся вспомнить героев песен, с которыми познакомились на уроке. Это молодушка, жалующаяся на свою судьбу; молодая жена, сестра, матушка, оплакивающие погибшего воина; умирающий вдали от родины солдат; девица, тоскующая в разлуке с милым. Все они безымянны. А если и появляется имя (такое, хоть и редко, но бывает), то герои с именем думают, чувствуют так же, изображаются в тех же привычных ситуациях, что и безымянные. Почему? Потому что герои народных лирических песен — образы обобщенные, собирательные.

И мысли и чувства, которые высказаны в народной песне.

тоже обобщения. В них глубокая правда, выраженная с необычайной художественной силой. В самом деле, сказанное так: «Нет любви выше любви материнской и нет горя глубже горя матери», — понимается больше головой, чем сердцем. Но как пронзает эта правда сердце, когда слышишь песню о чистом поле, о ракитовом кусте, о трех ласточках и быстрой реченьке, которой пересоху нет, а родной матушке век унему нет! Как потрясенной душой понимаешь: это правда, правда на все времена, вечная правда!

Вот почему, несмотря на фантастичность, сказочность, некоторых образов и эпизодов песен, народ так определил разницу между сказкой и песней: Сказка — складка [вымысел], песня — быль.

 


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Из былины в былину
  • Урок по теме «Народная лирическая песня и сказка»
  • Урок по теме «Народная лирическая песня и сказка»
  • И мысли и чувства, которые высказаны в народной песне.
  • Пейзаж намекает на содержание песни