Во второй половины XI века

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

В другом прологе XIII или начала XIV века то же изложено близко, но несколько иначе: «… сподоби се святого крещения от патриарха и приемши от него крест приде в свою землю иже ныне стоить в Киеве в святей Софии в олтари на десной стране имее писмена обновися в роушьстеи земли крест от олгы благоверные кнегине матере Святославля.»

 

А вот осторожный Карамзин, который доверял только тому, что можно пощупать и попробовать на зуб, добавляет: «Сего креста нет, и никто не слыхивал об нём в Киеве». А меж тем, «доныне» означает, что крест стоял ещё до грандиозного разгрома Киева Батыем в 1240 году — к этому времени и восходит проложное описание. И хранился этот крест как христианская святыня не где-нибудь, а в центральном храме города. Псковичи, как известно, свой Ольгин Крест сумели сохранить до пожара 1609 года в Троицком соборе — тоже в центральном храме города. При этом, не так существенно, был ли он первоначальным, хотя сами псковичи считали, что да, был. Здесь важна традиция.

В литературном труде второй половины XI века Иакова Мниха «Память и похвала святому князю Владимиру» есть такая запись о гробнице Ольги: «И ино чюдо слышите о ней: в гробе, идеже лежит блаженое и честное тело блаже-ныя княгине Олгы, гроб камен мал в церкви святыя Богородица, ту церковь създа блаженый князь Володимер каме-ную в честь святей Богородици, и есть гроб блаженыа Олгы и на верху оконце сътворено и ту да видети тело блаженыя Олгы лежаще цело, да иже с верою придеть, отворися оконче и видеть честное тело лежаще цело и дивяся чюду таковому, толико лет в гробе лежащю телу не разрушимуся. И че-ловеце же верней, видевше чюдо толико, славять бога, ди-вящеся милости божий, юже имать на святых своих. О дивное и страшное чюдо, братие, и преславно! Достойно и похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, ако спя почивает … А другым иже не с верою приходять, не отворится оконче гробное, и не видять тела того честнаго, но токмо гроб. Тако бог прослави рабу свою Олгу, рускую княгиню, нареченую в святем крещении Елена».

 

А вот в прологе начала XVI века это изложено не в прошедшем, а в настоящем времени: «… и нетлением бла-женою тело венчав, иже и доныне видимо есть всеми рус-кыми сынми».

Это значит, что описание было сделано до 1240 года. В этом году гробница Ольги исчезает — её куда-то спрятали — и снова появляется в XVII веке, после чего исчезает снова.

А на другом конце обширного христианского мира, в Софийском соборе Константинополя, ещё в 1252 году новгородский паломник Добрыня Ядрейкович, ставший затем под именем Антония архиепископом Новгородским, видел дар Ольги храму% — большое золотое блюдо с драгоценным камнем и с отделкой жемчугом, возможно, крестильный вклад княгини в храм. Сохранилось описание этого блюда: «И блюдо велико злато служебное Олгы Рус-кой, когда взяла дань, ходивше ко Царю-городу. Во блюде же Олжине камень драгий, на том же камени написан Христос; и от того Христа емлют печати людие на всё добро; у того же блюда всё по верхови жемчугом учинено».

Между прочим, личное крещение княгини Ольги имело значение не только для постепенно усиливавшейся христианизации современной ей Руси, но и последствия более отдалённые, которые ей не суждено было предвидеть. Когда в 988 году внук Ольги князь Владимир решал вопрос о принятии новой веры, когда он выслушал всех и всё же ещё колебался, бояре его сказали: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».

И этот аргумент перевесил всё. Решение о христианизации Руси из Византии было принято твёрдо.

Согласно тому же прологу, после крещения Руси Владимир «… вземь тело от земля бабы своея нетленно вложи в раку древяну и постави в церкви Святыя Богородица», которую сам же велел построить.

Я не знаю само ли открывалось окошечко в стене Ольгиной гробницы, или его открывал кто-то, кому это было поручено, или это только духовный образ. В чудотворные мощи и сияние верю. И более того, надеюсь, что это окошечко — в широком смысле — захлопнулось для нас не навсегда. В некотором роде, так оно и есть. Потому что пришло время представить портрет нашей героини.

Детские коляски цена купить детские коляски.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • На родине княгини Ольги: от Пскова до Устья
  • Ольгин Остров
  • Какое имя получила княгиня Ольга по крещении
  • Существенны два обстоятельства
  • Изборск, река Нарова и другие ольгинские места