ВОЛШЕБНАЯ ТАБАКЕРКА. ..ПРОИВАНА-БЕЗДЕЛЬНИКА
В занимательном повествовании А.А.Паничевой причудливо сплелись мотивы народной и литературной сказки, а также поверий и быличек, которых она знает великое множество.
Как и в других ее рассказах, в нем угадывается известная сказочная ситуация испытания доброты и бескорыстия героя, который затем награждается волшебным предметом. Испытываются поочередно два героя. Сначала зто обижаемая злой мачехой сиротка-девочка, которая оказывается в лесной избушке и предлагает помощь бедной старушке, не подозревая, что она волшебница (в этом эпизоде просвечивает сюжетный тип 480 Мачеха и падчерица). Затем это солдат, который отдает последние два сухаря голодной сиротке и не хочет брать за это с нее плату.
Образ старой-престарой ведьмы, которой известен секрет волшебного предмета, и путешествующего солдата, случайно открывающего этот секрет, вероятно, навеян сказкой Андерсена «Огниво».
Мотивы «Невидимый человеку черт нюхает табак и чихает», «Черт боится креста», «Черта можно поймать, защемив его в пне и перекрестив» восходят к народным поверьям и быличкам.
№ 122 ПРОИВАНА-БЕЗДЕЛЬНИКА. Т. 6., № 36. В сказке обнаруживаются мотивы, характерные для близких сюжетных типов: СУС 735 Дее Доли и СУС 735А Горе (Нужда). Ср.: Афанасьев, № 304Две Доли: раздел братьев из-за сварливых жен; отказ богатого брата в помощи бедному: «Живи, как сам знаешь! У меня свои дети подрастаюта»; Афанасьев, № 303 Горе: клад, который попадает в руки бедняка, и тот богатеет; зависть богатого брата. Однако этот «каркас», как всегда у А.А. Паничевой, наполняется новым содержанием, служит основой своей, оригинальной сказки.
В повествовании А.А. Паничевой нет фантастических существ народной сказки — олицетворенных Г оря, Доли, Счастья, помогающих бедняку разбогатеть. Иван находит клад случайно. Но эта случайность обусловлена его выбором жизненного пути: не получив отцовского наследства, как старший брат, не желая пристроиться к чужому хозяйству, как средний брат, он надеется только на свои руки, решив срубить «какую-никакую избушку» и освоить пустошь, копая которую, и находит клад.
Герою придан некоторый оттенок младшего брата-дурака волшебной сказки. Иван счастливо женится, правда не на спасенной царевне, а на работящей крестьянке, которую выкупает у панночки, и становится, если не царем, то паном. В конце жена одного из братьев, Демьяниха, говорит: «Ивану Бог послал богатство за то, что мы его за дурака считали. загордились, ничем ему не помогали’.»’, «Может, итак, но, видно, Иван не дурак\» — завершает сказку А.А.Паничева.
В ее повествовании причудливо сошлись два, казалось бы, взаимоисключающих идеала, присутствующие, как известно, и в народной сказке. С одной стороны, сказка прославляет доброту, бескорыстие, справедливость, трудолюбие; с другой -в ней содержится представление о счастье как о возможности жить припеваючи, ничего не делая. Труженик Иван, купив имение пана и не собираясь жить барином, раздает барский хлеб и скот крестьянам, оставив себе только коровёнку да кобылёнку, и… достигает именно такого «ленивого» счастья: «Зачем тебе, Иван, идти на работу? — говорят ему благодарные крестьяне, -за твою доброту… мы всё сделаем, раз ты нам всё отдал!» Так Иван бездельником стал.
Характерная для А.А.Паничевой рифмованная речь проявляется и в этой сказке: «Женись-ка ты, Лёма. да и живи дома!»: попалась Степану не жена, а сущая сатана!:… У них детишки появятся, если наш братец не удавится от такой жены; копал-копал да на клад напал: Взял Ивана за шиворот да провёл до ворот, да коленном под зад поддал и вдобавок сказал…
В дополнение к этой статье, советую прочитать: