Все направленное на отрицательное для объекта воздействие в сказках
В сказке Про орла соотношение правый — левый также связано с выбором правильной дороги.
При этом движение по правой стороне должно быть удачным, по левой — неудачным. Появление третьей дороги — прямой — это правильный выбор, так как прямая дорога символизирует счастливое завершение всего неудачного, плохого: И говорит: «Братцы, спустите меня в эту яму». И оне его спустили. И он там пошел. И дошёл он до таково столба, и на этим столбе было написано, что хто пойдёт в праву сторону, тот будет год пасти, а хто влево пойдёт, дикий зверь растерзает, а хто пойдёт по прямой дороге, тот свою мать найдет. И пошел он по этой дороге (Чернышев, № 57).
В некоторых сказках указание на правую руку связано с древними обычаями этикетного характера. Человека берут всегда за правую руку при совершении обряда. Об этом можно прочитать в сказке Рогожное войско: Тогда солдат [к девушке] и берет ее за правую руку и садятся они, как говорится, на первое место… и начинают пировать и свадьбу играть вторую (Чернышев, № 81) ил и в сказке Иван-царевич и Иван-служанкин: Брала она его [супруга] за правую руку, приводила в дом, закричала на прислугу: «Собери-тко покушать!» (Чернышев, № 45). В сказке Солдат и царская дочь также героя берут за правую руку, чтобы подвести к коню: Берет за правую руку и ведет за эту местность. Приводит к своему коню короткохвостому (Чернышев, № 47).
Все направленное на отрицательное для объекта воздействие в сказках, как правило, подается через слово левый. Это может быть левая нога, левый глаз и т. д. В сказке Путешествие солдата герой говорит: …в тридесятом царстве есть большая поляна, на той поляне стоит трехсотлетний дуб, а на том дубу сидит муха, и я вот хочу мухе прострелить левый глаз (Чернышев, № 84). В сказке Ванька другая ситуация, но также связана с отрицательным поступком героя: Тогда Ванька придумал, какразбудить. Снимает он свою рукавицу с левой руки и бросает в дом, в котором помещались два брата Васька и Гришка. Рукавицей Ванька сбил долой трубу, но братьев не разбудил (Чернышев, № 82).
В сказке Про разбойников для того, чтобы усилить негативное, несущее угрозу и даже смерть, сказочник вводит в свое повествование черный цвет: Выломали потолок и спустили лестницу, и один разбойник стал слезать, и слез он и вынул из кармана черную руку, и он обвел этой рукой своих подружков. И вот положил эту руку на стол, и эти подружки не дышат (Чернышев, № 55). Так, появляется еще одно противопоставление, связанное с понятием ‘светлый’ — ‘темный’, конкретизируемое в противопоставлениях белый-черный. В народном представлении белый значит ‘светлый, ясный’, связанный с «белым светом», а следовательно, с жизнью. В сказках противопоставление белый-черный конкретизируется в понятиях ‘жизнь’- ‘смерть’: И просит моряк, чтобы мать в дом разрешила занести: «Мама, лежит во всем черном, купи ты ей белое платье! Мать посмотрела, пожалела и купила ей платье. Как одели — оживилась, села и сидит (Локн.).
Мотив исцеляющей воды также тесно связан с представлением о жизни и смерти. На воду существовал двойственный взгляд, так как в воде видели и средство очищения, и источник силы. Поэтому в русских сказках вода могла быть как мертвой, так и живой, причем мертвая вода -это символ «целющей» силы, а живая вода — это возвращенная жизнь: Ворон пал: «И вот, дорогой мой, два пызырька я тебе дам, под правое крылышко на живую воду, под левое крылышко на мертвую воду. Иван-служанкин сделал испыток над этим вороненком: спрыснул мертвой водой — ни ран, ни рубцов — все зажило, спрыснул живой водой и влил в середку. Вороненок вспырхнул и полетел (Чернышев, № 45). Или в другой сказке:
Зверье их находит и делает живыми посредством живой и мертвой воды (Чернышев, № 43).
Таким образом, мир противопоставлений показывает жизнь, обычаи, верования наших предков. «Эти обряды и обычаи хранятся народом по привычке, бессознательно, но народ верит, что всякое отступление от старого обычая или обряда ведет за собой неминуемое наказание», — так писал А.Н. Соболев о славянах. Миросозерцание славян наложило отпечаток на всю духовную культуру России.
Т.Н. Коверина
Оголовок для скважины оголовки для скважины.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: