Вселилась кручина в ретиво сердце
Обобщим наблюдения над ролью пейзажа в лирической песне (Итак, какую же роль выполняет пейзаж в лирической песне?) и перейдем к такой особенности песенной художественной системы, как поэтический параллелизм.
Картины природы в песне создают нужное настроение,передают душевное состояние лирических героев, соотносятся спереживаниями человека, иногда символически намекают на егосудьбу. Такое соотнесение переживаний человека с образами природа в народной песне часто оформляется в виде особой формы сравнения. В качестве примера приведем начало уже знакомой учащимся песни об умирающем воине и попросим объяснить, в чем, на их взгляд, состоит особенность этой формы сравнения:
Ах, пал туман на сине море,
Вселилась кручина в ретиво сердце.
Не схаживать туману со синя моря, Злодейке-кручине с ретива сердца.
Чтобы легче было понять, в чем тут дело, можно предложить учащимся переделать хотя бы первые две строчки в обычные сравнения: «Как пал туман на сине море, так вселилась кручина в ретиво сердце», «Вселилась кручина в ретиво сердце, словно пал туман на сине море», «Пала кручина на ретиво сердце, что туман на сине море». Картина тумана на синем море, с которой сопоставляется -душевное состояние героя песни, вместе с эпитетом-приложением «злодейка-кручина» и создает ощущение безысходности, беспросветности тоски-кручины, вселившейся в ретиво сердце, но при этом нет слов «как», «что», «словно», характерных для обычного сравнения. События в мире природы и переживание в душе героя развертываются как бы параллельно. Такую форму сравнения и называют поэтическим параллелизмом.
Для закрепления представлений о поэтическом параллелизме возьмем еще фрагменты народных песен, которые позволят также продолжить формирование у детей понятия о системе образов-символов — характернейшей особенностинародной песенной поэзии. Предлагаем учащимся сравнить рассмотренный выше отрывок из песни («Ах, пал туман на сине море») и следующий фрагмент:
Цвели, цвели цветики, да поблекли,
Любил, любил миленький, да покинул.
Ребята узнают тот же прием: фольклорное сравнение-параллелизм, раскроют его суть, А учитель объяснит, что цветущие цветы, цветущее растение, сад связываются в народном сознании с представлением о счастье и о радости .любви; осыпавшийся сад, увядшие цветы — с любовным горем.
Теперь предложим детям по началу песни догадаться о ее содержании (О чем будет песня?):
Учитель подчеркнет, что цветы, погубленные морозом, — это один из ряда подобных образов: увядшие цветы, осыпавшийся сад, но он имеет более трагический оттенок. Цветы не сами по себе завяли: они погублены зимней стужей. Погублены цветы -разлучены любящие, ради богатства погублено счастье человека.
Предложим догадаться о содержании песни с таким началом:
Ой, не во времечко белы снежки выпали.
Ой. снеги выпали не зимой они, не осенью,
Ой, не осенью — по весны они по красноей,
Ой, по весны по красноей, на траву-то на муравую,
Ой, на траву-то на муравую, на цветики лазоревы.
Современный дизайн интерьера www.des-room.ru в Иркутске от студии дизайна "D-Room".