ВЫГОВОР ЗА САМОВОЛЬНУЮ ОТЛУЧКУ …
День 8 марта 1814 года для рода святителя Тихоназначительный, а может быть и судьбоносный.
Прервалась двухсотлетняя династия дьячков,дед патриарха Тимофей Терентьевич покинул родовое гнездо Борки и был рукоположен в священники села Сопки. Село это хоть и числилось в Торопецком уезде, но находилось рядом с Борками, и священнослужителей двух церквей с давних времен связывали добрые отношения. Они постоянно исповедовались друг у друга во все четыре поста. Успенская церковь в Сопках была построена в 1752 году «тщением вдовы, помещицы прапорщицы Анны Лавровой». В 1813 году «священническое место состоит прйздно» изза смерти настоятеля Пантелеймона. Борковскому дьячку Тимофею пришлось проявить сноровку и немало похлопотать, чтобы в чужом уезде получить место. Новому батюшке нелегко было исполнять свои обязанности («заочное обучение»). К тому же и подчиненные не могли оказать ему существенную помощь, потому что сами «ни в каких школах не были». Место дьячка занимал сорокалетний Мартин Петров, а пономаряего брат Деонисий, двумя годами младше. В Сопках при церкви жила вдова умершего священника с пятью детьми, а также дочери предыдущего батюшки «девица Матрена 39 лет и девица Мария 35 лет». Покладистый по характеру Тимофей Терентьевич старался наладить со
всеми добрые отношения. Позже с дьячком и пономарем они станут родственниками.. .
Как отмечалось в ежегодных проверках, сопкинский священник был поведения хорошего, доброго. Сложности возникали, когда дело касалось грамотности: о. Тимофей так и не смог одолеть катехизис, который священники обязаны были знать наизусть. С трудом составлял он и разные документы, и за первый год службы оштрафован был «за неподачу в урочное время отчетов…» Сознавая на практике пользу образования, о. Тимофей отправил сына Григория, когда ему исполнилось 8 лет, в Великолукское духовноприходское училище. В Сопках у супругов Беллавиных родилось еще двое детей: дочь Параскева и сын Иван, отец будущего патриарха. Дочерей «читать и писать не учили», как в то время в большинстве духовных семей, а вот младший Иван с шести лет «обучался дома чтению», а с восьми его отправили в Великие Луки, в то же училище, где учился старший брат. О детях Тимофей Терентьевич проявлял особую заботу. Дочерей старался вовремя выдать замуж. В метрической книге за 1823 год зарегистрировано: «4 января церковник из Санкт-Петербургской стереотипной типографии Андрей Пышнев венчан с священнической дочерью Наталиею Тимофеевою первым браком законным. Свидетелями были священнослужители с погостов Борки и Жисцо, а брак сей совершал священник из Борков Андрей Троицкий». По закону отец не мог венчать своих детей.
Когда старший сын Григорий после окончания высшего отделения Beликолукского духовного училища получил самую низшую должностьпономаря,о. Тимофей начал подыскивать для него более престижное место. В своем уезде ничего подходящего не нашлось, и по совету знакомых Тимофей Терентьевич рискнул съездить в Новоржевский уезд. А путь неблизкий, около ста верст по плохим дорогам, да и лошаденка у батюшки не из беговых рысаков, и получилось так, что на поездку ушла неделя. Надо заметить, что священнослужители, в отличие от крепостных крестьян и других низких сословий, находились в известном привилегированном положении, но и для них существовали строгие правила и ограничения. К примеру, такое: «Священноцерковнослужители без дозволения своего благочинного далее 15 верст в другие уезды не отлучаются, да и в отдаленные свои приходы
надолго от церкви не ездят…». Случилось так, что во время поездки о. Тимофея в Новоржевский уезд проверял свои приходы благочинный иерей Матфей Логинов. Сам он служил в погосте Пошивкино, в Одигитриевской церкви, прихожанами которой были предки Мусоргского, где крестили Модестабудущего композитора. Благочиннический округ у о Матфея был большойдвенадцать погостов и церквей, и в них около пятидесяти церковнослужителей.
Красно рныи маникюр Красно черный матовый маникюр.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: