ЮБИЛЕЙ ГОДА
История строительства цепных мостов достаточно хорошо известна благодаря Н.А. Панову, записавшему её со всеми подробностями в своей «Летописи г. Острова и его уезда», а также местным краеведам и исследователям, постоянно к ней обращающимся.
Материал, предлагаемый читателю, раскрывает эту тему с новой, несколько неожиданной стороны.
И.С. Елисеев, краевед
К вопросу о причинах строительства цепных мостов
В ноябре месяце 2003 года исполняется ровно 150 лет со дня пуска в эксплуатацию мостов на реке Великой в г. Острове. В многочисленных описаниях их строительства обязательно приводится предание о том, как сам Николай 1 при переправе через реку приказал срочно навести мосты в уездном Острове. Конечно, поводом для строительства мог послужить и этот эпизод. Но если внимательнее посмотреть на события XIX века, то станет понятно, что причины были более серьёзными.
Слишком часто нркно было царю гневаться, так как на всех больших почтовых трактах, идущих к Варшаве, Киеву, Ковно, Риге, не было ни одного постоянного моста. На Великой, Шелони, Ловати и других реках каждой весной устраивались переправы и перевозы. Всегда возникали большие трудности с их устройством. Переправы с плавучими мостами, мостами на козлах, а также паромы содержались на городские или уездные доходы. Так из архивных документов известно, что в 1849 году в Порхове плавучий мост через реку Шелонь был весной выставлен на торги на содержание его на осенне-весенний период за 250 рублей. Но желающих взять переправу не нашлось, так как в случае срыва моста с якорей ставить его на своё место придётся за свой счёт, и потребуются затраты на много более 250 рублей. Такое же положение было и в Острове
Ранее в Пскове через Великую также не было постоянного моста, а возводился наплавной мост, удерживаемый на течении канатами, якорями, сваями. Но такие мосты были очень ненадёжными. Это показал в XIX веке 1844 год, в котором было особенно много стихийных бедствий.
При осеннем ледоставе, весеннем ледоходе, а также при стихийных бедствиях полностью прекращалось движение по тракту. Тогда по двум берегам скапливалось много проезжающих и почтовых троек.
Но основной причиной, побудившей ускоренными темпами строить мост в Острове, ремонтировать дороги и прокладывать новые, были важные военно-стратегические задачи. Как известно, в феврале 1848 года во Франции началась революция,
которая распространилась на другие страны. Николай I получил известие о революции 20 февраля, а 24 он начал мобилизацию русской армии. К лету 1849 года началось революционное движение в Венгрии и Австрии. На помощь австрийской монархии Николай I двинул огромную армию в 150 тысяч человек. Для обеспечения армии всем необходимым требовались хорошие дороги и мосты. Кроме того, начались противоречия с Турцией, которые в 1853 году привели к войне. В качестве защитников Турции выступали Англия и Франция. Началась Крымская война, окончившаяся поражением России. Одной из причин поражения русской армии было примитивное состояние транспорта. Из центра на юг страны не было ни одной железной или шоссейной дороги. Войска проделывали тысячевёрстные переходы пешком; оружие, боеприпасы и снаряжения перевозились на волах. Легче было доставить солдат в Крым из Англии или Франции, чем из центра России. Поэтому затянувшийся до сих пор вопрос о строительстве мостов был, наконец, решён.
Чтобы ускорить строительство и уменьшить затраты, было принято умное инженерное решение. Строительную известковую плиту для опор моста и щебёнку для насыпей стали добывать рядом с рекой, прямо на базарной площади. Здесь был разработан карьер. Остатки его сейчас можно видеть за торговыми рядами, где установили самолёт и оборудовали детский парк.
Мост был построен форсированным методом как раз к началу Крымской войны.
Смотрите маникюр наращивание ресниц у нас.