Жители нескольких деревень воспротивились насилию большевиков
Удивительный факт в деле имеется заявление казначея монастыря иеромонаха Тихона на имя начальника великолукского угрозыска о выдаче оружия «для охраны имущества из Виль— ны…я На бумаге резолюция: «отказать».
Представляют интерес и строки из письма прихожан: «Община состоит исключительно из крестьян деревни Сергиева Слобода, потому надеемся, что наша просьба не останется без внимания со стороны рабоче-крестьянской власти ».
В ответ на это великолукская «рабоче-крестьянская» власть обратилась в Псков с требованием закрыть «два вертепа по ослеплению трудового, лишенного культуры прежде существующим монархическокабальным строем народа…» «Вертепы»это мужской и женский монастыри, которые в
Великих Луках с 16 века были оплотом просвещения, духовности, защиты отечества от нашествия врагов Кстати, когда в 1914 году началась мировая война, православные монастыри, в том числе два великолукскихмужской и женский,а также Святогорский, у стен которого похоронен Пушкин, одними из первых откликнулись на беду и приютили беженцев из прифронтовых губерний, а также раненых офицеров, солдат. Показательно, что «вертепами» обозвали великолукские монастыри те же интернационалисты,на документах подписи- Унт, Капуст, Плутес, Продник .. Кстати, великолукские власти сами проявили инициативу по закрытию «вертепов», а вскоре началось уже санкционированное из Москвы ограбление церквей и монастырей В губернии и уезды приходили телеграммы с припиской: «совершенно секретно». Вот выписка из дела, которое хранится в великолукском архиве «Всем начальникам милиции, ввиду предстоящего изъятия драгоценностей из церкви, следует помнить, что это послужит поводом сопротивления несознательных масс… требуется проявить к кому следует репрессивные меры».
Эти строки подтверждают документальные свидетельства, воспоминания старожилов о том, что при изъятии церковного имущества члены комиссии сами разворовывали драгоценности. Те, кто пытался сохранить, защитить реликвии, собранные веками, именовались «врагами советской власти всех мастей и оттенков» и подвергались репрессиям «Красное колесо», по определению А. И Солженицина, покатилось по России, и под него попадали люди всех сословий, в том числе и крестьяне. Когда в Великолукском уезде жители нескольких деревень воспротивились насилию большевиков, для их усмирения прибыли из Пскова «красноармейцы 4—го Псковского полка с пулеметами во главе с членом ЧК Берзинем…»
А куда же делось церковное имущество из Вильно и бесценное наследие патриарха Тихона: письма, альбомы, фотографии, книги? Тайну исчезнувших сокровищ открывает официальная переписка между Москвой, Псковом и Великими Луками под грифом «весьма срочно», «совершенно
секретно» В псковский губисполком обратилась «делегация эвакуационной комиссии СССР и Польши» с просьбой навести срочную справку, имеется ли в Великих Луках гробница святых Виленских мучеников, эвакуированиая в 1915 году Примечательно, что запросы в великолукский уиспол— ком и ответ на них в Псков, а затем в Москву отправлялись без бюрократических проволочек Видимо, из —за того, что польское правительство требовало возвратить «на основании пункта 9 —го, статьи 11й Рижского договора» гробницу Виленских мучеников Из этой переписки выяснилось, что она действительно находилась в Великих Луках, как указано, «в складе общего отдела уисполкома, принятая по акту № 322 от 1923 года из монастыря под названием «рака мощей», состоявшая из 4 досок, обитая белым неизвестным металлом с бронзовыми украшениями (с надписью мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских).. » Но куда и когда была
отправлена рака мощей из Великих Лук? В газете «Труд» за 11 сентября 1997 года в статье Юрия Строганова «Обитель Святого духа» указывается, что мощи в 1915 году были переправлены в Москву, а в «1946—м мощи окончательно вернули в Свято—Духов монастырь » Возникает вопрос, почему мощи не были отправлены в Вильно в 1924 году, и где они находились до 1946 года ?
В дополнение к этой статье, советую прочитать: