Живостью, экспрессией, богатством интонаций отличается повествовательная манера Ефросиньи Ивановны Алексеенковой
Любой из трех эпизодов ее сказки представляет собой законченное художественное целое, где каждое слово точно, каждая деталь на месте и играет свою роль в развертывании сюжета. Так, эпизод «Воры крадут лошадь у пашущего на ней крестьянина» открывается фразой: Идут лесом. вышли на поле.
Обе детали важны для развития действия: забравшись затем на ель в лесу, вор криком отманивает работающего в поле мужика от лошади. Деревенский вор сомневается в возможности кражи коня, когда на нем работают: «Незнаю, -говорит, — такого чуда.
чтобы мужик, пахавши, коня бросил!» И в этой фразе впервые звучит слово чудо, подчеркивающее нереальность, с точки зрения жителя деревни, предлагаемого городскцм вором предприятия. Вор-горожанин берется такое чудо совершить. Подсказку же способа содеять его находчивый мошенник черпает в словах сомневающегося коллеги и кричит, забравшись на ель: «Вот так чудо!» Завершает эпизод рифмованный и потому усиливающий комизм ситуации ответ вора, удовлетворяющий любопытству прибежавшего мужика: «А вот какое чудо: я сидел на ели, а твою кобылу увели!»
Живостью, экспрессией, богатством интонаций отличается повествовательная манера Ефросиньи Ивановны Алексеенковой: Тетерев — пырьх туда! Она — шарк ему на плечи! И вылетели з ямы! А лиса взяла и съела тетерева! (№ 4 Как боров шел у желуды). Внутренним взором сказочница видит и умело вызывает в воображении слушателей живые, полные движения и звуков картины. Таков, например, эпизод звериных приношений деду с бабой (№ 11 Про деда с бабой): [Медведь] грох, грох, грох! «Открывай, дед, избу: бочку мёду качу!» Тут кричить волк: «Дед, открывай вороты! Стадо огвец гоню!» У-у! Блеють! Открыл дед: блеютъ!.. Лисица гонить стадо… «Дед, открывай калитку!» У-у!Гы-гы- гы-гы!Летять!Гуси прилетели. У!.. Зайчик стук, стук, стук у двери: «Дед, открывай двери: я тебе кочанья принес!» — «У-уй! Давай, давай!»
В мастерски исполненной Е.И. Алексеенковой сказке Про Ваню-Дураню (№ 63), одной из лучших в сборнике, представлен прекрасный сказочный вариант определенного человеческого типа. Традиционный сказочный непроходимый глупец не лишен обаяния: подчеркнута его постоянная доброжелательность и готовность услужить. Старшие братья званы на свадьбу — он ничуть не в обиде: «Идите, братцы, идите! С Богом идите! Я тут все укараулю!» Братья переполошились, увидев Дураню явившимся на свадьбу. С каким добродушием и комической уверенностью, что все в порядке, он их успокаивает: «Сидите, сидите, братцы! Гуляйте: дверина тут!» Неизменно доброжелательный ко всем, Ваня-Дураня ни от кого не ждет
подвоха и все происходящее видит в розовом свете. Явившись из мешка перед братьями, тайно бежавшими из дома, лишь бы избавиться от дурака, Ваня не сомневается, что они рады встрече и с удовольствием разделят с ним трапезу у ручья. Правда, братья куда-то спешат — что ж, он рад идти с ними, не спрашивая куда, и торопит их: «Ну, пойдемте! Ну, пойдемте!» И даже грубо буффонадную демонстрацию негативного отношения к нему со стороны братьев Ваня-Дураня без тени сомнения воспринимает как благодатное проявление божьего мира и умиляется: «Божья росица сыплется!.. Божьи шишечки валются!» Такое «дурацкое» добродушие обезоруживает братьев, заставляет примириться с Ваней- Дураней: Пошли домой и стали дома жить все втроём.
Талантливая исполнительница из д. Пралище Усвятского р-на, Евдокия Терентьевна Волкова мастерски передает в содержании, языке, в сдержанных, но выразительных мимике и жестах характеры сказочных персонажей. Особенно ей удаются женские образы.