Фрагмент местного свадебного обряда.
Яркий местный колорит придают сказкам черты местного традиционного обрядового быта, включенные в ткань сказочного повествования.
Действие сказки Как баба свинью замуж отдала (№ 83) Веры Ивановны Нарвут из д. Нарично, Невельского р-на, завязывается на ярмалке. Ярмалки, ярмонки устраивались по большим праздникам и по сути представляли собою смотр сельских девушек на выданье: нарядные, они прогуливались рядами по улице. Парни и их родители высматривали невест. Сватовство ушлого парня к свинье в невельской сказке спровоцировано репликой присутствующей на ярмалке бездетной бабы: «Улюдях дети! Замуж отдают! А мне хто ж бы свинью Хавронью замуж взял!» Традиционный сказочный образ глупой жены в варианте В.И. Нарвут при такой завязке приобретает дополнительный оттенок и в результате теряет одномерность, становится более сложным. За «пошехонской» глупостью героини сказки — тоска по несбывшейся мечте иметь детей, вырастить их, сыграть им свадьбу: у нее и приданое готово, не останавливает е« и реакция мужа на сообщение о предстоящей свадьбе Хавроньи: «Да ты, баб, с ума спятила!»
Органично входит в сказку фрагмент местного свадебного обряда. Звучит в пародийном варианте (это один из приемов усиления комизма повествования) песня, исполнявшаяся при отправлении молодых из дома невесты к жениху:
Дороженька мила, мила,
Повез Хавроньюшку Данила!
А Бог по пути!
Злы -не мути!
Сравним с одним из вариантов подлинной свадебной песни: Бог по пути!
Только злы не мути!
Мы злого-лихого Хлебом- солью побьем!
Доброго молодца Мы с собою возьмем!
(Записано от Н.П. Богдановой, 1920 г. рожд., в д. Волчьи Горы, Леховского с/с, Невельского р-на,-ФА ПГПИ за 1984г., т. 3, № 10).
Местный свадебный обычай и сам обряд отразились и в другой сказке В.И. Нарвут — Как невеста на свадьбе голосила (№ 77). Таков поход героини накануне свадьбы за венком в соседнюю деревню. Венок, специально изготовленный или купленный для невесты, бережно сохранялся ею всю жизнь. Однако не у каждой невесты был свой собственный венок. Широкое распространение получил обычай, отразившийся в сказке В.И. Нарвут, когда девушка, выходя замуж, брала такой хранившийся в чьей-либо семье венок напрокат за некоторую плату. Бывало, что в одном венке венчались невесты всех окрестных деревень.
В центральном эпизоде сказки отложился обряд наделения-благословления невесты родными и односельчанами. В реальном свадебном обряде каждый из них по очереди подходил к столу, за которым сидела или стояла невеста, и со словами: «Наделяю тебя счастьем и долей!» — клал деньги на надельный пирог, стоящий перед невестой; она причитала, или, поместному, голосила. Пародийное причитание невесты сказочница исполнила в подлинной манере голошения, характерной для свадебной традиции Невельского р-на.
Сказка Жених-дурень (№ 91), также записанная в Невельском р-не, содержит бытовые подробности, органично входящие в ее сюжет. На печи, куда тайно пробрался, предварительно угодив в бочку с дегтем, незадачливый жених, сушатся перья на подушки для невесты. Подушки — непременная часть добра, которое везет с собою молодая в дом мужа. В печи пекут надельный пирог — обязательный атрибут обряда наделения-благословления невесты в южных районах Псковскоу обл. (псковско-белорусское пограничье); надельный пирог украшают курочками (их лепили из теста или использовали готовые конфеты или пряники в виде птичек). Мать невесты радуется, что пирог дуже хороший удался: это, по поверью, сулит хорошую судьбу новобрачной. Ср.: в том же Невельском р-не записан рассказ о том, как свадебный хлеб при выпечке раскололся и жизнь молодых не сложилась. (Записано от В.В. Семеновой, 1921 г. рожд., в д. Доминиково, Туричинского с/с, Невельского р-на — ФА ПГПИ за 1985 г., т.8, № 2).
Европейские роллеты санкт петербург.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: