Изображение меча
На одной стороне деревянного клинка, как раз у самого слома, на мече была вырезана рукоять другого меча, от которого сохранилось изображение навершия с заострённым верхом и часть рукояти.
По классификации известного петербургского археолога А.Н. Кирпичникова, Лучшего знатока средневекового белого оружия в нашей стране, такое заострённое навершие было у трёх типов мечей —
Н (аш), Е и V, из которых тип Н датируется второй половиной X — серединой XI веков, тип Е — IX — X веками, а тип V — X веком. Таким образом, по своей внутренней хронологии, деревянный меч датируется второй половиной X века.
На этой же стороне клинка, ближе к рукоятке, изображён тонировкой кинжал или меч со странным треугольным клин-ковидным лезвием и грибовидным на-вершием. Складывается впечатление, что мастеру, резавшему изображение, не хватило места и вместо нормального клинка он изобразил треугольный. Изображение меча с таким условным клинком есть на дне бронзовой чаши из Тимерёвского могильника в Ярославском Поволжье. Там тоже было мало места …
На противоположной стороне псковского клинка, ближе к рукояти и частично на ней, — изображение меча или кинжала крестовидной формы с заострённым концом лезвия и без навершия.
Поскольку от целого меча до нас дошла его верхняя половина, то, надо думать, сохранившимися изображениями сюжетная композиция меча и ограничивалась. В Старой Ладоге тоже был найден деревянный меч с загадочными начерками, только целый. И они расположены тоже на верхней половине лезвия. Но изображений на ладожском мече нет. В этом отношении псковский деревянный меч уникален.
Десятый век — это время до крещения Руси. Христиан было мало, а церкви редки. Только в 990 году князь Владимир ввёл христианство, но и тогда оно распространялось очень медленно. Языческое время в Псковской земле. Рядом с Плесковом и по всей Русской земле, и по всем племенным территориям стояли ещё языческие идолы, люди ходили к священным камням, источникам, рощам, поклонялись Солнцу и Луне, носили языческие амулеты, приносили жертвы. К этому таинственному священному сакральному миру принадлежал и псковский меч. То, что это не игрушка для детей, а вещь, связанная с языческим культом, — на сей счёт особых споров у исследователей нет. А вот что стояло за этими изображениями -какой круг представлений, отделённый от нас почти тысячелетней полосой молчания — это понять очень сложно. Но кое-что в этом отношении всё же можно сделать.
Прежде всего, привлекает внимание цифра три. Три меча на псковском клинке отражают именно это священное для многих народов число. Например, на языческом амулете из Гнёздова под Смоленском на колечке нанизаны три миниатюрные косы, а коса, как известно, явля-
лась оберегом не только у славян, но и у других народов Европы. Меч же являлся не просто оружием, а священным оружием — в средневековом мире на нём приносились клятвы, мечам давались собственные имена, меч, наконец, стоил очень большие деньги.
В крупнейшем в Восточной Европе курганном могильнике бдиз Гнёздова под Смоленском в кургане X века Ц-170 был найден также набор миниатюрных бронзовых амулетов, числом 21, надетых на колечко. Среди них — три модели наконечников копий и три модели мечей. Амулеты служили магическим оберегом. Снова магический контекст, и снова три меча.
Семена трав купить купить семена травосмеси. . Рукава буровые рвд купить rotor-plus.ru.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: