Немного обычаев существует среди крестьян
Когда жених со своими поезжанами отправляется за невестою к венцу, то из поезжан выбирается один человек, называемый дружком, который едет впереди поезды, распоряжается, так сказать, всею свадебною про— цессиею, причем, приехав в дом невесты, между дружком жениха и дружком невесты происходят равно нелепые переговоры, т.е. дру—
жок невесты задает разные вопросы дружку жениха, на которые последний должен отвечать;
при этом двери в сени и избу закладываются, и вся поезда в это время находится на улице до тех пор, пока окончатся переговоры между дружками. В избе все подружки невесты, или подбоярки, накрывают голову и лицо платками, и жених, войдя в избу, сразу должен узнать свою невесту, в противном случае он дает за это несколько денег, поступающих в пользу невесты; точно так же он выкупает себе место за столом, чтобы сидеть рядом с невестою, притом нужно заметить, что молодые, сидя в это время за столом, ничего не едят до венчания, а обедает только поезда. В это время жениху с невестою и поезжанами, как и после венчания, поют свадебные песни, а они за это платят им деньги, которые после делятся между поющими. В более зажиточных семействах накануне венчания устраиваются в доме невесты вече— рины, на которых невеста садится за столом посередине, а по бокам ее подружки, поющие песни, за которыми они угощаются разными фруктами, покупаемыми и приносимыми женихом. При самом венчании особенных обычаев не замечается; обряд накрывать голову с лицом платком стал выходить из употребления; после венчания и взаимных поздравлений так называемая большая сваха чешет голову невесты, надевает на нее так называемый повойник, после чего жених с невестою закусывают, причем, неизвестно почему, на этой закуске необходимо должно быть вареное куриное яйцо, которое свахою разрезается пополамжениху и невесте. На другой день после венчания невеста дарит родственникам жениха: одному дарит кисет, т.е. мешочек для табака, другому перчатки, кому пояс, иному платок, другой повойник и т.п. Ни один праздник не проводится так разгульно, как свадьба. В этот же день новобрачные, родители жениха и близкие его родственники отправляются в дом невесты, как они говорят, на отводы; при этом не бывает никаких обрядов, кроме угощения. В свою очередь, и родителей невесты после сего приглашают для угощения же в дом жениха.
Немного обычаев существует среди крестьян сего прихода при погребении и поминках: вымыть умершего и одеть его в чистые одежды; если стоит теплое время, умершего выносят в нежилую избу или амбар, а если холодное, то кладут его на стол или доски в переднем углу перед образами, нередко приглашают чтеца для чтения псалтыря по усопшему, потом к переднему углу из улицы иди из переднего окна избы вывешивают лоскут чистой холстины или полотенце, которые в таком виде висят до третьего, а иногда и девятого дня со смерти усопшего. По повериям одних, это делается для того, что будто бы душа умершего, летая в прежнее свое жилище, утирается об это полотенце или лоскут, а по объяснению других, делается это для того, чтобы дорога умершему на тот свет была так чиста и гладка, как эти вещи. Когда несут тело умершего в церковь для погребения и священник идет перед телом, то на всех тех местах, где дорога расходится в разные стороны, на всех перекрестках ее, непременно служатся литии по этому убеждению, что покойник при жизни ходил по этим дорогам. Конечно, при погребении не обходится без плача и особенных при сем причитаний со стороны родственников умершего. Обычай отправлять тризну или поминки на могиле умершего вышел из употребления в нашей местности. При поминовении умершего бывают очень довольны причтами, если последний во время обеда поет заупокойные стихиры; иногда в сороковой день со дня смерти покойника служат заупокойные литургии.
Далее, среди них нередко встречаются такие, которые дают значение встречам на дорогах, гаданиям, счастливым и несчастливым дням; вера в судьбу; нередко крестьяне обращаются к сведущим и будто бы помогающим им в разных случаях. Например, при болезни скота или при болезни кого—либо в семействе, к разным наговорщикам соли и воды, которыми опрыскиваются больные или принимаются оные внутрь. Более же грубых суеверий и предрассудков, например, вера в колдовство и колдунов и др., не встречается.
Как видно из церковных документов, умерших крестьян в летах ста или свыше не встречалось раньше, и равно в настоящее время в сем приходе не имеется таких лиц, а равно, как сказано прежде, сделавших большие пожертвования в церковь и замечательных особенными благотворениями тоже не имеется. Церковного попечительства и других благотворительных учреждений раньше не существовало и в настоящее время не имеется.
Одигитриевской церкви погоста Пашивкина, Торопецкого уезда священник Иоанн Беллавин.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: