Об Иване-царевиче и жар-птице соотношение

Рубрика : Сказки Псковской области

Восточнославянские языки отражают двоичность лексем правый -левый следующим образом: укр. правий-левий; белор. правы -левы; в западнославянских языках то же соотношение, что и в восточнославянских, а для южнославянских характерно такое соотношение: болг. десен-ляв, макед. десен-ляв, серб. — хорв. десни-леви.

В словаре И.И. Срезневского отмечается, что слово десный употребляется в значении ‘правый’, ‘истинный’, ‘достойный’. Таким образом, в славянских языках отражена древняя стадия представления славян о правой-левой (руке, стороне и т. д.) как о позитивном и негативном.

Такое представление о правой-левой (стороне, руке и др.) сохранено и в фольклоре, мифологии, обрядах и т. д. Читая сказки, записанные В.И. Чернышевым в Пушкинских местах, находим примеры, в которых через противопоставление правый-левый показан мир положительного и отрицательного. В сказке

Об Иване-царевиче и жар-птице соотношение правый — левый связано с основным противопоставлением счастье-несчастье: Ну, вот больший собирается идти жар-птицу доставать. Потом идё- стоит две харчевни: на правой руке такая весёлая харчевня

песни поють, разные игры играють: на левой руке — печальная (Чернышев, № 22). Или в сказке Солдат и царская дочь: Немного оны прошли, видят в правой руке огонь, пришли на этот огонь. Горит на столе огонь. Золотой подсвечник и пальмовая свечка… (Чернышев, № 47). В другой сказке Иван-царевич и Иван-служанкин также находим противопоставление правый-левый (о руке) относительно движения направо или налево, что в дальнейшем должно быть связано с удачным или неудачным походом: Иван-царевич говорит: «Вот, братец, Иван-служанкин, ты вали в правую руку, а я поеду влево» (Чернышев, № 45), или ожидание хорошего только с правой стороны: Сидела жена на балконе, вытиралася белым платком. Обернулася в правую руку и обозрила своим глазам. В этот случай едет штап-капитан (Чернышев, № 47). В сказке Ванька локальное направление показано через сочетание правая сторона (вместо рука): Едут они дальше и видят: впереди стоит гора, версты три еще до горы. А в правую сторону стоит небольшая деревня (Чернышев, № 82). Или в сказке То же про орла читаем: И орел его спрашивает: ?«Погляди, иипо в левой стороне и што в правой? — «В правой стороне, — говорит, — красный дом стоит, а в левой — чысто поле».

«Полетим, — говорит, — в красный дом» [в доме на них собак спустили, и полетели они дальше]. Летели оне далеко. Орел спрашивает: «Чаво, говорит, в левой стороне и в правой?» Потом он отвечает: «В правой стороне — чысто поле, а в левой стороне

желтый дом стоит. Полетим в него» [в этом доме тоже спустили собак на царя и полетели они дальше]. Летели они чыстым полем. Орел ево спрашивает: «Чаво, говорит, в левой стороне и чаво впереде?» — «Впереди, — говорит, — голубой дом стоит, а в левой — чысто поле». — «Полетим, — говорит, — в голубой дом». Тут его родная мать жила. Тут она его встретила и угостила (Чернышев, № 58). В этой сказке появляется мотив трех дорог, где последняя дорога связана с понятием ‘прямой, правильный’, и, следовательно, ‘счастливый’. По наблюдениям J1.B. Щербы, «прямой мы называем в быту линию, которая не уклоняется ни вправо, ни влево (а также ни вверх, ни вниз)».8 Таким образом, представление о прямой связывается с ее правильностью, верностью. Итак, появляется еще одно противопоставление — прямой-кривой, в котором присутствует не только локальное противопоставление, но и противопоставление душевных качеств человека. Это подтверждается данными словаря антонимов. Соотношение прямой — кривой — это: 1. ‘Ровно вытянутый в одном направлении, без изгибов, идущий напрямик.’ — ‘Не прямолинейный, изогнутый, идущий не прямо, извилистый (о дороге)’. 2. ‘Правдивый, откровенный, справедливый’. — ‘Несправедливый, неправильный, ложный (устар.) (о человеке)’.

Пользователи могут зарегистрироваться на портале для получения важных событий на финансовых рынках.

Рубрика : Сказки Псковской области , Декабрь 24th, 2014

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Все направленное на отрицательное для объекта воздействие в сказках
  • Семантические противопоставления в русских народных сказках
  • Довмонтова крепость
  • Рыбницкие ворота
  • ПРО ИВАНА ДУРАКА…Слепой и глухой…ЦЫГАН И МУЖИК