Ольга после приёма послов

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

Выражение «в перегбех» можно понять буквально -послы всячески перегибались от сознания своей важности и своего превосходства.

Действительно, в словаре В.И. Даля псковское, кстати, слово «перегибень» — это «ломака», то есть, человек, который выламывается. Близкие значения находим в словаре И.И. Срезневского: «ПЕ-РЕГЪБЪ — перегиб тела, выражающий гордость, спесь: в перегъбехъ — избоченившись …»

Теперь немного о таинственных «сустугах». В классическом переводе летописи сустуги — это нагрудные бляхи. В словаре В.И. Даля — пряжки на груди. Но как-то не вписывается это в контекст летописи, который отражает здесь скорее поведение, нежели детали одежды, и к тому же с точки зрения очевидца (деталей очень много). Возможно и другое прочтение, а именно то, что послы сидели «… i stora sus tuggan» — «… в большом шуме жвачки», то есть, сидя в ладьях, громко чавкали, доедая вчерашнее. По Летописцу Пе-реяславля Суздальского известно, что Ольга после приёма послов «… отпусти я в ладью [пианы веселы]», то есть был пир. Тогда понятно, каково им было наутро, а также на каком языке докладывал Ольге приставленный к послам наблюдатель, и кто он был по национальности. Скандинавский дружинник. И на каком расстоянии от послов он находился, чтобы всё это видеть и слышать. И картинка с послами получается эпическая. Не исключено, что летописец использовал не только славянскую, но и скандинавскую живую фольклорную традицию, какие-нибудь местные саги, до нас не дошедшие. Сейчас известно, что отдельные обособленные группы скандинавов традиционно ещё жили на Руси в начале XII века, сохраняя свой язык, а значит и эпос. Что-то летописец из этого источника вполне мог получить. Но кое-что, отдельные места типа «в скутарех» или «в сус-тугах», ему не перевели. Так оно и осталось.

Надо отметить, что ещё в 1960 году Б. Кляйбер на основании исследования раннего пласта сообщений русских летописей, пришёл к парадоксальному казалось бы выводу о том, что летописец древнейшей части Иоакимов-ской летописи либо сам был скандинав, либо у него были скандинавские помощники. Думаю, что помощники.

Но вернёмся в 946 год. Далее летопись сообщает, что Ольга отправила древлянам требование, чтобы они прислали к тем 20 послам, что прибыли в Киев ранее, ещё одно посольство из более знатных людей, чтобы отправиться в землю древлян с великой честью, а иначе — говорила княгиня — «… не пустят меня люди Киевские». Таким образом, Ольга притворно соглашалась выйти замуж за древлянского князя Мала и уступить требованиям древлян. И вот тогда в Киев было отправлено следующее посольство из 50 человек, и это были «… лучшие мужи, иже дерьжаху Де-ревьску землю». В разночтениях списков летописи это «большие», «нарочитые», «бояре». Послы направились к Киеву, а князь Мал, между тем, пребывал в весельи по поводу предстоящей свадьбы. А между прочим, снились ему странные сны: «… и сон часто зряше Мал князь: се бо пришед Олга, дааше ему пръты многоценьны червены, вси жемчугом иссажены, и одеяла чръны с зелёными узоры и лодьи, в них же несенымъ быти, смолны».

Жаль, не дошли до нас сонники середины X века. Да, едва ли они и были, — тогда такого рода сведения бытовали в устной традиции. Поэтому я приглашаю читателя заглянуть в сонник Н.Г. Гришиной: автор-составитель утверж-

дает, что он собирался с XVI века. Всё-таки ближе к веку десятому … Что мы там увидим? «На чужой жене жениться — предостережение от скрытых, преступных, разрушительных желаний». Здесь стоит вспомнить, что по одной из летописных версий, древляне, выдав Ольгу замуж за Мала, планировали убить Святослава. Наследник от предыдущего брака им был не нужен. «Жемчуг видеть … быть им украшенным — вред, болезнь». «Пръты … червены» — «красная одежда во сне — ссоры, потеря друзей, страсти, опасности», «Отделка, канты — неожиданность», «резкие зелёные и жёлтые тона в сновидении» — предвестники болезни, «на лодке … с определённой целью ехать — некая уступчивость в делах», «вар, смола — клевета (перемены в делах), новости». По-видимому, какие-то моменты этих толкований снов -очень древние.

Сетка из стекловолокна для армирования стекловолоконная сетка для армирования.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Что мы знаем о княгине Ольге?
  • Напряжение возрастает
  • Сожжение живой жены умершего практиковалось в среде части славянских племён начала X века.
  • Три мести княгини Ольги
  • Княгиня Ольга в зеркале письменных источников