Практика переговоров
Знаменитые турьи рога — не единственный «венгерский след» среди инвентаря больших черниговских курганов.
Судя по форме и орнаментике, мадьярскими являются «застёжки» из Гульбища, числом пять, которые не что иное, как аграфы, то есть, застёжки плащей типа накидок. Среди венгерских древностей легко можно найти аналогии и орнаменту роговых накладок рефлексивного тяжёлого лука из Гульбища.- Орнамент венгерского типа есть и на некоторых бляшках и застёжках из того же Гульбища. Известная сабля из Чёрной Могилы также не обязательно может быть печенежской — общеизвестно, что саблями были вооружены и мадьяры.
Интересным представляется наблюдение Ь.А. Щегловой над орнаментом на поверхности большого рога, который затем был закрыт серебряной оковкой. Всё это производит впечатление некоторой спешки, в которой изготавливалась эта вещь по имевшемуся в Венгии прототипу, а сходство человеческих фигур на серебряной оковке рога с такими же фигурами в скандинавской орнаментике, скорее всего, ориентировано на вкусы получателя этой вещи — судя по статуэтке бога Тора в этом кургане — скандинава. Иными словами, у мастера — изготовителя не было времени подобрать для замены рог, несколько попорченный неудачной резьбой по его поверхности. Что и говорить, вещи не рядовые, ценимые, если уж их не положили в погребальный костёр вместе с другим инвентарём.
Для историка, естественно, представляет интерес ситуация, когда столь значимые предметы, явно исходящие из верхов венгерского общества (владеющих их прототипом), могли появиться на Руси. На мой взгляд, обстоятельства появления этих рогов напрямую связаны с теми событиями, которые привели венгерскую конницу на Дунай под знамёна князя Святослава. Дело, в том, что есть прямые и косвенные источники о русско-венгерском союзе уже около 967 года, а в 970 году венгры участвуют в антивизантийской коалиции. Так что, существуют серьёзные основания, чтобы считать, что Святослав прилагал все усилия для заключения русско-венгерского военного союза. Скилица прямо сообщает, что в 970 году русские провели переговоры в Паннонии.
Практика переговоров предполагала их ведение особо доверенными, приближёнными к государям, лицами. В процессе переговоров имели место встречные дары как форма дипломатической вежливости. Поскольку инициатива антивизантийского союза принадлежала Святославу, то вполне естественным является также вопрос о каких-то следах даров Святослава в Венгрии. Чем обменивались в качестве даров Русь и кочевники, известно по эпизоду с воеводой Претичем: со стороны печенегов -конь, сабля, стрелы (по-видимому, и лук к ним), со стороны Руси — броня, щит, меч. Но всё это было на ходу, в полевых условиях. Однако, Венгрия — это уже далеко не то, что представляли собой печенеги. Это уже нормальное сильное раннесредневековое государство, и дары должны были быть намного серьёзнее.
Итак, вторым и третьим лицами в дружинной иерархии Святослава после него самого были Сфенкель и Ик-мор. И, поскольку уж речь пошла о заключеними именно военного союза, их участие в переговорах было наиболее предпочтительным — как с иерархической, так и с психологической точек зрения — один огромного, а другой гигантского роста. Но кого именнно пошлёт Святослав, ?венгры не знали.
В случае заключения союза, а это, как известно, имело место, один комплект даров должен был отправиться
к самому Святославу, а другой мог быть вручён главе дипломатической миссии. Вероятно, заранее не было известно, кто это будет, и ориентироваться на вкусы посла в части вещей-даров пришлось уже после момента его прибытия, чем и может объясняться некоторая спешка в изготовлении рогов, которые в этом случае, являлись частью ответных мадьярских даров высшего ранга. Возможно, что отсутствие скандинавских вещей и мадьярских даров, рассчитанных на скандинавский вкус, в кургане Икмора, может означать, что Икмор — не скандинав. Франк, фриз, англ — кто угодно — но не скандинав.
http://gazon-ka.ru успевайте купить футбольный газон.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: