Противоречие между сведениями
Попытаюсь подойти к проблеме с другой стороны. Если княгиня Ольга действительно крестилась при императоре Романе и, если в соответствии с косвенными данными летописи и пересмотром даты по Иакову Мниху, это произошло в 920 году, то многое становится на свои места.
Сразу же исчезает противоречие между сведениями В.Н. Татищева (948 — 954 годы) и археологической датировкой (910 — 930 годы). Далее, раннесредневековый Псков возникает в то же самое время, что и раннесредневековый Новгород. Я даже не исключаю того, что это была одна и та же инициатива, и одна и та же исходная дата.
Остаётся несколько «если». Если принять 920 год как дату крещения Ольги, то и храм и город княгиня могла основать только после этой даты. Если был основан храм, то стоять вне города он не мог — это понятно. Скорее всего, основание того и другого было процессом единовременным. А в городе стояла ольгина дружина, и жёны и дочери бравых и отнюдь не бедных скандинавских наёмников красовались в национальных одеждах и блистали застёжками-фибулами тех типов, которые были модными в то время. Делались и новые украшения этого рода — пусть на месте, но тоже по последней моде. Так что пока верхнюю дату держит неудачная отливка — подражание круглой фибуле 910 — 930 годов, а нижнюю — вычисляемое с таким трудом раннее крещение Ольги. Итак, если принять все эти соображения, то основание раннесредневекового города могло произойти в диапазоне 920 — 930 годов. Кстати, в этот же диапазон вписывается и медная монета императора Романа I Лакапина 919 — 921 годов, о которой я писал выше. На этой вероятной точности в одно десятилетие я, пожалуй, и остановлюсь.
Сейчас известно, что ольгинская топонимика есть не только на северо-западе России и на Украине к западу от Киева. В поздней «Летописи города Витебска» есть упоминание об основании княгиней Ольгой вместе с её дружиной и этого города, а также двух церквей в нём. Вероятно, это произошло в 947 году. Предание об Ольгином монастыре имеется у истока Волги. В бывшей Ярославской губернии ещё в XVII веке на берегу Волги в одной версте от устья реки Мологи лежал камень, который именовался Ольгиным. Другой Ольгин камень показывали на территории города Углича в урочище Золоторучье. В округе этого древнего города существовал ареал бытования топонимических преданий, которые сообщали о посещении этих мест первыми киевскими князьями — Игорем, Ольгой и Святославом. Здесь, в Угличе в поздней Серебряни-ковской летописи, основывавшейся на каких-то более ранних летописях, приводятся сведения о Яне Плесковитине (Плесковиче, Плесковитиче), который был киевским дан-щиком и родственником княгини Ольги. Эта летопись и близкие к её традиции другие летописные списки считали Яна Плесковитина основателем города Углича. Здесь он фигурирует как киевский боярин, родственник или даже брат княгини Ольги, который прибыл «из Плесковитския земли» вместе с княгиней. Ян основал Углич повелением князя Игоря и старался сделать город как можно более
мощным. Город, по преданию, строился семь лет, а затем Ян был отозван Ольгой в Киев, был с ней в Константинополе, принял там крещение, умер в Киеве и был захоронен в храме, который построила Ольга. А умер Ян Плескови-тин в 962 году. Вероятно, это и был тот «анепсий», то есть ближайший родственник Ольги, который отмечен во время приёма во дворце Константином Багрянородным.
Существует несколько летописных дат основания Углича: 937, 945 и 947 годы.
К этому времени относятся найденные в Угличе во время археологических раскопок три наконечника мечей, имеющие скандинавские аналогии и датирующиеся первой половиной — серединой X века, скандинавская круг-лощитковая позолоченная фибула со звериными головками и диргем 942/943 годов. Автор раскопок и публикации, СВ. Томсинский, предполагает даже, что монету мог потерять кто-то из дружинников этого Яна.
Поделки из картона поделки.