Проводим примерный перечень вопросов для размышлений и текстуальных наблюдений
Для того, чтобы не заплутать в достаточно противоречивом и сложном для интерпретации в аудитории школьников материале, предлагаем примерную динамическую схему основных особенностей фольклорного Дурака.
Схема эта может быть использована учителем в качестве опоры, ориентира, легко усваиваемого учащимися. Мы назвали ее динамической, так как она может видоизменяться (дополняться или, наоборот, «сворачиваться») в зависимости от конкретных условий ее применения. Приводим оптимальный вариант схемы мудрого безумца»:
1. Низкое социальное положение героя (третий сын в семье или сын бедной вдовы).
2. Убогий внешний вид.
3. Подчеркнутая несуразность поведения. Лень. Связь с печью, золой, пеплом.
4. Наличие магических предметов (палка, топор, веник, метла, кушак и др.), умение ими пользоваться.
5. Присутствие рядом волшебного помощника или наставника.
6. Родственное отношение к животным.
7. Необычная речь («заумь»), использование магических формул.
8. «Преображение» героя (изменение внешнего облика и общественного положения).
Создавая установку на «исследовательское» прочтение сказок об Иванушке-дурачке, учитель предлагает в качестве домашнего задания прочитать тексты сказки «Сивка-Бурка» по разным сборникам, а также сказки из сборника А.Н. Афанасьева: «Мудрая жена», «Царевна, разрешающая загадки», «Конь, скатерть и рожок». В процессе чтения учащиеся должны обдумать и попытаться ответить на вопросы, которые в дальнейшем будут коллективно обсуждаться в классе. Вопросы эти предлагаются по рядам или микрогруппам. Проводим примерный перечень вопросов для размышлений и текстуальных наблюдений:
1. Почему именно Иванушка-дурачок стал любимым героем многих волшебных сказок?
2. Какой смысл скрывается в том, что Иван-дурак всегда изображается сидящим/лежащим на печи?
3. Какие поступки Ивана-дурака кажутся вам странными, непонятными, безумными? Приведите примеры из текста сказок. Попытайтесь их объяснить.
4. Какие волшебные предметы, животные, слова помогают Иванушке добиться успеха?
5. Чем, кроме безумия, Иванушка-дурачок отличается от своих «умных» братьев? Сопоставьте поведение старших братьев и Иванушки в одних и тех же обстоятельствах, сделайте вывод.
6. Почему успеха в волшебной сказке добивается дурачок, которого никто и никогда не воспринимал серьезно?
Разумеется, не на все вопросы учащиеся смогут найти убедительные ответы. Да и не в этом их назначение. Главное состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся неординарным образом, побудить к поиску ответов, которые текст сказки содержит в зашифрованном виде.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: